Татарстан: религиозное сосуществование - основа стабильности




Английская информационно-аналитическая служба «openDemocracy» опубликовала статью о религиозной ситуации в Татарстане, хиджабе и джадидизме.

Из поколения в поколение в Татарстане жили бок о бок христиане, евреи и мусульмане. Советский период ограничивал возникшие в начале 20-го века такие культурные и духовные идеологии как джадидизм, но эта миролюбивая форма ислама возникла снова. Сейчас намного важнее, чем когда-либо, обратить на это внимание, учитывая масштабное проявление религиозного экстремизма.

Исламская одежда

В Казани – самые красивые девушки! Это утверждают все, кто посетил столицу Татарстана. Трудно не согласиться. Здесь и красавицы с русыми косами, и жгучие восточные чаровницы. Одним словом, как только наступают теплые весенние дни, весь город можно увидеть на улице – одни глазеют, другие с удовольствием за этим процессом наблюдают.

Однако, прогуливаясь по городу можно увидеть и девушек в длинных платьях и в платках, которые закрывают почти всю голову. Девушки-мусульманки в хиджабе.

Хиджаб – слово арабского происхождения. Поэтому в Казани чаще можно услышать – в платке. В отличие от остальной России, такая форма одежды большую часть населения не раздражает – все-таки Татарстан, это преимущественно мусульманский регион. Но вызывает споры, а у некоторых и недоумение. Действительно, если посмотреть на фотографии татарских семей конца XIX – начала ХХ века, то можно увидеть, что хиджаб, в современном его виде, татарская женщина не использовала. Многие вообще считают, что элементом татарского национального женского костюма может быть только шапочка определенного покроя - калфак. Откровенно говоря, я тоже придерживался такого же мнения. Однако меня попытался переубедить сотрудник Российского исламского университета Данис Гараев. По его словам, калфак в повседневной жизни могли себе позволить только очень обеспеченные женщины. В простой же семье его надевали только по большим праздникам. К тому же в такой шапочке не очень-то удобно заниматься крестьянским трудом и домашними делами. Поэтому женщины предпочитали носить платок. Как раз платок и является наиболее традиционным головным убором у татарской женщины. А уж каким узлом он завязан – это дело моды и вкуса самой женщины. Но Гараев все же не отрицает, что сейчас используют именно арабский способ повязывать платок. И многие современные мусульмане считают его единственно верным. По моему мнению, связано это с тем значением, которое придается сейчас хиджабу, как атрибуту мусульманки в окружении светского мира.

Римма Гатина отчасти подтверждает мои суждения. Она надела платок несколько лет назад и, по ее словам, долгое время к этому готовилась. Римма считает, что девушка должна внутренне созреть для такого шага. Надев платок, мусульманская женщина берет на себя все обязательства предписанные ей Кораном. Однако Римма подчеркивает, что такое положение принесло ей и немало преимуществ: «Даже когда идешь по улице, то уже мужчины не станут отпускать непристойные комплименты, будут вести себя более прилично – они уже знают определенные рамки поведения, относятся с большим уважением. Я это на себе почувствовала. Даже среди знакомых на меня стали смотреть по-другому, с почтением». Поэтому и появилась поговорка, что платок легче надеть, чем снять – в этом случае не избежать осудительного мнения в свой адрес. При этом надо заметить, что остальную жизнь Риммы Гатиной платок никак не ограничил – она журналист, много общается с людьми. В целом ведет привычный образ жизни, но сверяет ее с мусульманскими канонами. Наверное, человеку светскому, не просто понять эту логику. Поэтому я осмелюсь провести, в общем-то, не совсем корректную параллель с монашками в христианстве. С той разницей, что в исламе института монашества нет, и мусульманская женщина в хиджабе в остальном ведет обычный образ жизни – ходит на работу, занимается семьей и домашними делами.

Джадидизм: образование

Этому способствует существующее среди мусульман Поволжья и Урала исламское течение джадидизм. Джадидизм возник в XIX веке и распространился среди казанских и крымских татар и башкир. "Усул джадид" – в переводе с арабского означает «новый метод». Связано это именно с реформой образования в исламе. Во второй половине позапрошлого века лучшие умы татар и башкир пришли к выводу, что системе образования необходима реформа. До тех пор система обучения в медресе была схоластической и сводилась к простой зубрежке сур Корана. При этом шакирды (ученики) часто даже не понимали, что они учат, поскольку арабский язык, на котором написан Коран им не преподавался.

Основателем движения джадидизма называют Исмаила Гаспринского. Это - крупный общественный и политический деятель мусульманских народов России. Свои идеи он пропагандировал со страниц основанной им газеты "Тарджиман" (Переводчик), которая издавалась с 1883 на протяжении двадцати лет.

Данис Гараев, называет особенно важным, что сторонники джадидизма в образовательные стандарты стали вводить и светские предметы. Более того, считалось, что ученый – физик или математик, вполне может быть и ревностным приверженцем религии.

Джадидизм: свобода мысли

При этом рассматривать джадидизм только в рамках образования не совсем верно. Это еще и свободный образ мыслей. Именно в конце XIX века наблюдается расцвет татарской прессы и на ее страницах развернулась дискуссия относительно дальнейшего развития татарской культуры и ислама как религии. Все это двигало и религиозную мысль. Идеей, девизом джадидизма, можно сказать, стало придание нравственным исламским основам, более современной, скорее европейской формы. Не этого ли предусматривалось достичь сторонниками идеи мультикультурности и толерантности, которая стала популярной в Европе в последние десятилетия и которую некоторые уже поспешили объявить провальной? Ведь если прочитать Коран, то там невозможно найти ничего, что давало бы основание причислять ислам к агрессивной культуре. Ведь и в самой мусульманской религии много общего с христианством и иудаизмом.Ей также близки идеи сострадания, проповедуются общечеловеческие ценности. Агрессия и нетерпимость свойственны радикальным религиозным течениям, и не только исламским, их создают отдельные толкователи. И очень часто причиной является не религиозное усердие, а какие-то иные моменты. Вспомните средневековые крестовые походы. И жестокость, с которой крестоносцы наводили свой порядок в Палестине. В каком месте Библии сказано, что веру Христа нужно нести огнем и мечом? Нет этого и в Коране.

Сторонники джадидизма как раз и проповедовали развитие духовное. Они оставались мусульманами, также совершали пятикратный намаз (молитву), но при этом были современными людьми, шли в ногу с научно-техническим прогрессом. Джадидизм возник не на пустом месте. Татары занимали ведущее место в Российской империи по грамотности. Но грамотности на своем языке. Читать и писать по-татарски мог практически любой крестьянин. И в татарском обществе постепенно возник запрос на продолжение развития. Именно в это время появляются великие татарские писатели, философы, зарождается театр. Классики татарской мусульманской мысли Буруди, Марджани, Курсави. Данис Гараев полагает, что основной причиной появления джадидизма является конкуренция: «Казанские и крымские татары жили на стыке двух цивилизаций – восточной, исламской и западной, христианской. А для того чтобы выжить в таких условиях как раз и необходимо быть конкурентоспособными. Поэтому и сформировалась новая школа мысли в виде джадидизма. Соседство с любой другой культурой всегда стимулирует, чтобы стать лучше. Не хочу никого обидеть, но, допустим, в том же Афганистане, где за тысячи километров нет ни одного христианина или индуиста, то нет и стимула чего-то менять. Им сравнивать не с чем». 

Так получилось, что на данном историческом этапе европейская цивилизация оказалась в авангарде прогресса. Поэтому является естественным, что сторонники джадидизма в своей обновленческой деятельности ориентировались на ее достижения. Вот она принципиальная разница! Джадидизм – это не желание отобрать у кого-то что-то, а желание сделать не хуже! Возникает созидательная основа. И недовольство нынешним положением у человека переходит не в агрессию, а желание сделать не хуже, а по возможности и лучше. А для этого надо работать над самим собой. Работу над самим собой и называют секретом татарского менталитета. Это объясняет и причину, почему джадидизм возник именно в их среде. В этом случае невозможна и консервация образа жизни, которая неизбежно ведет к отставанию. Мне представляется, здесь уже напрашивается параллель и с японским обществом. Никому не придет в голову обвинить японцев, что они потеряли свою самоидентичность, изменили каким-то традициям или обычаям. Однако японское общество сейчас стоит в авангарде развития планеты. Нечто подобное предусматривал и джадидизм полтора века назад.

Советский период и религиозный экстремизм

Однако все это не получило своего логического завершения. С революцией 1917 года прерывается и традиция джадидизма. Советская система не допускала никаких иных форм, кроме атеизма. 70 лет не прошли бесследно, и только с конца 80-х годов идеи джадидизма вновь начинают обретать своих сторонников. Однако за это время успел пробиться на территорию Татарстана и ваххабизм. Считается, что он пришел из арабских стран. Поскольку своих преподавателей ислама в то время не было, в 90-е годы ХХ века стали активно отправлять молодых людей на учебу на Ближний Восток. И там некоторые ученики прониклись идеями этого радикального течения. И хотя сторонников идей ваххабизма в Татарстане не много, они активны, их действия носят решительный характер. И, тем не менее, большинство мусульман Поволжья и Урала его идеи не приемлют. Между джадидизмом и ваххабизмом разница бросается в глаза. Ваххабизм возник именно в арабских странах в XVIII веке и ставил своей целью свержение турецкого владычества. То есть военно-агрессивная составляющая заложена уже при создании этого учения. Она основа его существования. Убери из ваххабизма агрессию и его лидеры окажутся не у дел. Поэтому ваххабизм всегда будет занят поиском врага – османской ли империи, западной цивилизации, представителей иных течений ислама. Не будет их, найдутся другие. Без противника ваххабизм существовать не может. Это мое мнение. Джадидизм, как мы уже видели, ставит своей целью самосовершенствование. Ваххабизм – отрицает чужую культуру, джадидизм - призывает применять все лучшие достижения цивилизации.

Однако, Данис Гараев, подчеркивает, что попытка, предпринятая во времена СССР создать «новую общность – советский человек» как раз и сыграла негативную роль. И татары и русские утратили часть своих традиций, религиозных, прежде всего. (Может, поэтому и все равно как повязать платок – традиционным для татар способом или как научили арабские коллеги). А с развалом Советского Союза и крушением коммунистической концепции, исчезла идеологическая составляющая, которая во многом и заменяла религию. Получилась некоторая аморфная масса людей. Более того, значительной ее части, по мнению Даниса, просто наплевать друг на друга – на их национальность, религиозные убеждения. Но не всем. Многие вспоминают, что у народа была своя культура, своя религия. И этот слой обеспокоенных людей все более возрастает. Причем и среди русских и среди татар. Однако среди татар этот процесс чуть быстрее происходит. Если заглянуть в любую мечеть Казани во время пятничного намаза, то можно увидеть, что она полностью заполнена людьми. Причем людьми молодыми. Их уже не устраивает пошлая псевдокультура, которая льется с экранов российского телевидения, поэтому обращаются к своим корням, прежде всего к религии и языку. И вот, говорит Данис Гараев, снова татарская культура, татарская традиция находятся перед вызовом. И если в XIX веке удар был с Запада, то теперь его приходится держать с Востока.

На мусульманском Востоке тоже идет своя глобализация, только ваххабитская. Мусульманам Поволжья и Урала снова приходится мобилизовывать силы, чтобы дать свой интеллектуальный ответ, как это было более века назад. Запретительные меры не действуют. Поэтому естественным становится обращение к идеям джадидизма. Ислам мирный, прогрессивный и образованный, как альтернатива религиозному фанатизму, фундаментализму и агрессии. Поэтому девушка в платке-хиджабе в Казани никого не пугает – все знают, это идет не какая-то забитая мужем домохозяйка или террористка-смертница, а, возможно, крупный ученый, успешный журналист или просто хороший человек.


http://www.opendemocracy.net


Олег Павлов, спец.корр. Liberty Radio (русская служба)








Другие новости раздела:
ГДЕ БЕРЕТ ДЕНЬГИ РИУ, В ЧЕМ ИСТИННАЯ ПРИРОДА «АРАБСКОЙ ВЕСНЫ» И КАКОЙ ДЛИНЫ ДОЛЖНА БЫТЬ БОРОДА МУСУЛЬМАНИНА. Бюджет Российского исламского университета является очень скромным для столь крупного вуза – он составляет всего около 40 - 50 млн. рублей в ...
На прошлой неделе в Российском исламском университете завершился зимний лагерь для девушек по арабскому языку. На протяжении целой недели молодые мусульманки общались с носителями языка. С их участием были организованы различные круглые столы, ...
ПО МНЕНИЮ РЕКТОРА РИУ, ПОЯВЛЕНИЕ НОВОГО МУФТИЯ НЕ БЫВАЕТ СЛУЧАЙНЫМ – ЭТО ЗЕРКАЛО ПРОБЛЕМ МУСУЛЬМАНСКОЙ УММЫ Образование, которое получил в Турции новый и.о. муфтия Камиль Самигуллин, не носит в себе ничего такого, что противоречило бы традиционному ...
Программа "Татарлар" выходит в эфир пять раз в неделю и рассказывает телезрителям о жизни татар, проживающих вне пределов родной Республики. а также интервью с видными общественными и религиозными деятелями. Очередной выход ...

1 2 3 4 5 6