
Личность Гусмана хазрата Исхакова незаурядная. Мы знаем его как человека, который много сделал как для нашей уммы, так и для сохранения межконфессионального мира и спокойствия в Татарстане. Ниже мы предлагаем беседу с ним нашего корреспондента.
- Уважаемый Гусман хазрат, хотим Вас поблагодарить за то, что Вы согласились дать нашей газете интервью. Первый вопрос, который мы хотим задать Вам, является личным. Мы знаем Вас как хорошего семьянина; расскажите, пожалуйста, немного о себе и о своей семье?
- Я тоже благодарю Вас за то, что вы проявляете интерес к муфтию, его делам и даже его семье. Говоря о своей семье, я не могу не сказать о своей матери - Рашиде абыстай. Она в трудные коммунистические времена не скрывала своей религиозности, исполняла обязанности, возложенные Аллахом, изучала Коран, призывала к вере и обучала других. Нас, то есть детей, у неё шестеро. Я - единственный сын, остальные - дочери. Мама всегда стремилась нас воспитать в духе ислама. Водила нас в мечеть. Это были шестидесятые годы, когда в нас чуть ли пальцем не тыкали, насмехаясь и говоря, что религия скоро закончится, и с закрытием одной - единственной, а, значит, последней мечети в Казани, верующих больше не останется.
И я благодарен, прежде всего, Всевышнему Аллаху, а затем своей маме, которая дала нам религиозное воспитание в эти трудные времена. Думаю, что, в первую очередь, воспитание, уверенность и вероубеждение моей матери привели меня после армии в Бухару. После окончания медресе в Бухаре я работал имамом в Октябрьске, потом учился в Ливии. В 1994 году приехал в Казань, и с 1994 года по 1998 год работал заместителем муфтия Республики Татарстан (Габдуллы хазрата Галиуллина). В 1998 году меня избрали муфтием Татарстана.
Я женат, у меня пятеро детей. Было шесть, один сын, которого звали Абдрахман, умер. Я стараюсь воспитывать своих детей в религиозном духе. Самый главный принцип в жизни - это своевременно прочитанная молитва: только тогда можно надеется на милость Всевышнего Создателя. Совсем недавно я стал дедушкой. У меня родился первый внук, которого назвали Юсуфом.
- Как известно, в последнее время идут разговоры о том, что вы стали Вице-президентом Союза мусульман Евразии.
- Да, действительно, я был избран вице-президентом Евразийского исламского совета. Избрание состоялось в рамках проходящего в Анкаре (Турция) VI заседания этой международной организации.
В форуме, который проходил с 5 по 9 сентября, принимали участие имамы, представители государственных органов по связям с религиозными организациями, ученые-богословы, журналисты мусульманских СМИ. В делегацию от Татарстана, возглавляемую мной, как муфтием, вошли: Валиулла хазрат Якупов и Мансур хазрат Джалялетдинов.
VI Евразийский исламский совет был посвящен рассмотрению проблем идентичности культуры и истории мусульман в Османской империи, на Балканах, в тюркских государствах Средней Азии и России. Выбор пал на меня потому, что Татарстан, благодаря мудрой политике нашего Президента, завоевал уважение и международную признательность.
- Вы недавно вернулись из Саудовской Аравии, где были в составе делегации от России на третьем внеочередном саммите Организации Исламская Конференция (ОИК) в Мекке. Можете подробнее рассказать об этом?
С 6 по 9 декабря мы вместе с начальником международного отдела ДУМ РТ и РИУ Джамилем Юскаевым были в составе правительственной делегации Российской Федерации, которую возглавил Полномочный Представитель Президента РФ в Дальневосточном Федеральном округе Исхаков Камиль Шамильевич. Наша делегация участвовала в работе третьего внеочередного саммита ОИК в городе Мекка, Королевства Саудовской Аравии. Внеочередной саммит проходил 7-8 декабря. В нем приняли участие представители 56 стран, а также делегации пяти государств, имеющих в ОИК статус наблюдателя, включая Россию, и 25 международных организаций.
По прибытии в Мекку, мы совершили обряд малого паломничества - умру. Наша делегация была тепло встречена королем Саудовской Аравии Абдуллой ибн Абдуль-Азизом Ас-Саудом, и в дар королю была преподнесена эксклюзивная копия первого печатного Корана в мире, которая была напечатана в Казани. Король сказал, что это "для меня самый дорогой подарок".
На съезде были рассмотрены следующие вопросы:
- необходимость борьбы с терроризмом во всех его проявлениях,
- развивать систему образования, чтобы воспитывать терпимость у подрастающего поколения,
- ближневосточное урегулирование,
- исламофобия,
- права человека,
- молодежная и тендерная политика,
- пересмотр Устава ОИК,
- принятие 10 летней программы действия ОИК.
По окончании саммита была принята программа развития сотрудничества под названием "Мекканская декларация".
И 9 декабря наш самолет с правительственной делегацией благополучно приземлился в г. Москве.
- Вы уже восьмой год возглавляете ДУМ РТ, что Вам удалось сделать, будучи муфтием нашей республики, и что вы еще предполагаете осуществить в ближайшее время? Собираетесь ли Вы баллотироваться на третий срок?
- Можно много говорить о том, что сделано за 8 лет. Но для меня, как муфтия Татарстана, самое главное - это спокойствие и мир в регионе. Вы видите, что открывается много мечетей. Это нас радует, и в то же время обязывает. Нам надо сделать все, чтобы мечети не пустовали. Как говорится от количества переходить к качеству. Мы должны сделать всё, чтобы в этих мечетях служили образованные, эрудированные, владеющие языками, знающие свою историю, имамы. Этот процесс идет, может не всегда так, как хотелось бы. Все, что было утрачено в течение 70 лет, за 7 лет вернуть физически просто невозможно. Необходимо прилагать усилия, чтобы повысить уровень знаний в религиозных учебных заведениях, в том числе, и в Российском Исламском университете. Я думаю, что постепенно, с помощью Аллаха, нам это удастся. Лишь бы был мир и спокойствие! А впереди еще много нерешенных проблем, с которыми необходимо работать.
А на счет того, буду ли я баллотироваться на третий срок, то, если когда-то у меня на этот счёт и были сомнения, то они рассеялись после того, как со мной произошла авария. Я понял, что еще нужен нашим мусульманам. Я благодарен всем, кто молился за нас, прося у Всевышнего Аллаха, чтобы Он сохранил нам жизнь. Вы видите, что, благодаря их молитвам, все закончилось благополучно, а ведь была очень серьёзная авария. Я думаю, что после этого я не должен отступать, необходимо передать весь свой опыт, который накопился за время работы муфтием. Для того, чтобы стать муфтием, одних знаний недостаточно, нужен еще и опыт, и умение контактировать с людьми разного уровня, будь то члены правительства или простые люди.
- Как идут дела с формированием имамов в нашей Республике? Какую роль в этом играет РИУ?
- Обстановка в Республике с имамами постепенно налаживается. Если 8 лет назад только 5-7% мечетей были заполнены образованными и эрудированными имамами, то сейчас мы можем с гордостью сказать, что этот процент увеличился до 25-27. Я думаю, что темпы этого процесса будут нарастать, просто надо работать с молодежью. Вся проблема состоит в том, что молодому специалисту трудно устроиться где-нибудь в деревне. Не хватает поддержки со стороны местных где-нибудь в деревне. Не хватает поддержки со стороны местных органов власти, а ведь имамы в городах, сёлах, посёлках играют немаловажную роль в обществе, распространяя добро, свет и любовь.
Конечно, немалую роль в формировании имамов играет РИУ, который функционирует уже 8 лет. Да, есть критика в адрес Российского Исламского университета, но все, что сделано за это время, можно считать огромным успехом. А начинали мы в старом здании по ул. Тукая, 40. В начале было всего 18 студентов. После того, как Президент увидел наши неимоверные усилия, понял наши намерения, мы получили возможность переселиться в новое здание. Сейчас рядом с университетом построили мечеть, хотим построить ещё и общежитие. Вообще, здесь планируется целый комплекс, где должны воспитываться молодые ребята, которые хотят изучать и религию, и светские науки, и свою историю.
Большинство наших выпускников востребованы. По окончании университета они непременно находят свое место в жизни. Многие уже сейчас работают имамами в разных уголках России и СНГ.
- Сейчас все западные СМИ Республику Татарстан называют - территорией толерантности; на Ваш взгляд, как это удалось Татарстану, и как у Вас складываются отношения с Казанской епархией?
- Действительно, у нас в Республике сохраняется мир и спокойствие, которые мы ценим, и которыми мы дорожим. Как я уже говорил, это стало возможным благодаря мудрой политике нашего Президента Шаймиева.
А с Казанской епархией у нас деловые, и, можно сказать, дружественные отношения. Мы часто встречаемся, готовим совместные обращения, вместе проводим конференции. Так что здесь никаких проблем нет.
- Гусман хазрат, спасибо Вам за интервью. Мы желаем Вам успехов в вашей нелегкой работе.
Газета «Ислам Info» интервью брал Дамир Сайфулов