Материалы СМИ: Составит ли история религий конкуренцию ОПК? В Казани за круглым столом обсудили плюсы и минусы нового учебного пособия




По заданию президента Татарстана Минтимера Шаймиева в 2006 году Министерство образования и науки РТ организовало разработку и подготовку к изданию учебного пособия "История религий" совместно с Институтом Российской истории РАН, Институтом истории им. Ш.Марджани АН РТ и издательством "Русское слово" (Москва). Выход учебника из печати планируется уже к началу следующего учебного года. Пока заказчик в лице Минобразования и науки Татарстана, авторы учебника и экспертное сообщество занимаются его совершенствованием. Сигнальный экземпляр учебника вышел около двух месяцев назад и довольно скоро получил положительную оценку Шаймиева. Тем не менее, у рецензентов книги, представителей конфессий и даже учителей школ имеются нарекания к учебнику, обсуждению которых и был посвящен "круглый стол", прошедший в Казани 21 марта 2007 г.

Открывая мероприятие, министр образования и науки РТ Раис Шайхелисламов и главный редактор издательства "Русское слово" Марина Лобзина всячески подчеркивали актуальность создания такого рода учебника, его необходимость и для учителей, и для учащихся, и для их родителей. "Опыт, который сейчас существует в регионах Российской Федерации, неизбежно приведет к интегрированному курсу", - уверена г-жа Лобзина. Она напомнила, что в федеральном министерстве образования и науки уже пришли к выводу о необходимости введения новой образовательной области – духовно-нравственной культуры, в рамках которой будет изучаться история религий. "То, что мы начинаем делать - это основа, от которой потом будут отталкиваться и другие регионы", - считает она.

Марина Лобзина мягко намекнула на преподавание в ряде регионов Основ православной культуры, которую в недалеком будущем, по ее мнению, может заменить курс "История мировых религий". Министр образования Татарстана Р.Шайхелисламов сказал об этом же, но более прямолинейно. Обучение основам православной культуры нередко перетекает в обучение основам православного вероучения. Причем, это может касаться не только ОПК, но и курса по основам культуры иных исповеданий, учебники для которых нынче модно создавать. "Таким образом, нарушается принцип светскости школы", - утверждает министр.

В министерстве уверены, что альтернатива подобному перекосу есть, выход заключается в том, чтобы во главу угла ставить принцип историзма. В качестве авторов к работе над пособием привлекались, в основном, авторитетные историки. Историческому материалу отдавалось предпочтение перед материалом по основам вероучения.

Несколько слов о самом учебнике. Учебное пособие под общей редакцией директора института Российской истории РАН Андрея Сахарова состоит из 4-х частей: Христианство, Ислам, Иудаизм, Буддизм (расположены в этом же порядке). В составе авторского коллектива - д.и.н. Андросов В.П., д.и.н. Лавров В.М., д.и.н. Локшин А.Е., д.пол.н. Мухаметшин Р.М., д.и.н. Членов М.А. Объем каждой из частей не одинаков. Например, христианство занимает больше половины всей книги. Но, как утверждают составители, этот раздел включает информацию по католицизму, протестантизму и православию, из-за этого он велик, но объем материала, посвященного православию, сопоставим с материалом по исламу. Из 68 параграфов 36 отданы христианству, 20 – исламу, иудаизму и буддизму – по 6. О каждой из конфессий рассказывается в следующей структуре: история религии, основы ее вероучения, история данной религии в России. Учебник рассчитан на преподавание в старших классах общеобразовательных школ. Сейчас имеется несколько сигнальных экземпляров книги, которые проходят экспертизу и рецензирование в академических и духовных институтах.

В ходе обсуждения рецензенты высказали свои пожелания относительно усовершенствования структуры учебника. Например, было высказано предложение уделить несколько параграфов обобщению, собственно воспитанию толерантности и взаимоуважения между учениками. Заведующий отделением религиоведения Казанского университета Валерий Королев считает, что в рамках курсах необходимо также дать представление учащимся о нетрадиционных религиях, т.н. тоталитарных сектах, а сделать это нужно из соображений "духовной безопасности", т.е. для того, чтобы оградить подрастающее поколение от попадания в секты.

Гораздо более активное обсуждение, которое продолжилось затем и в кулуарах, вызвала сама концепции подачи материала. К примеру, один из рецензентов – профессор Института повышения квалификации работников образования РТ Владимир - Пискарев уверен, что ученику не интересно и не нужно изучать то, как выполняются обряды в той или иной религии, необходимо дать представление о том, каков смысл этих богослужений. В то же время, многие из присутствовавших подчеркивали, что выкладкой вероучения в данном случае увлекаться не стоит. Владимир Пискарев хотел бы видеть в учебнике и параграф об универсальности всех религий, а такой параграф тем более не устроил бы представителей конфессий, ведь каждая религия претендует на исключительность и является самодостаточным учением.

Одним из щепетильных моментов при подготовке учебного пособия является вопрос согласования с представителями конфессий. У автора статьи сложилось впечатление, что в издательстве "Русское слово" этому аспекту особого внимания не уделяют, там больше увлечены рецензиями со стороны историков и религиоведов. Тем не менее, как подчеркнул Раис Шайхелисламов, учебник будет принят школой только в случае, если найдет положительный отклик общественности, а общественное мнение будут формировать не только ученые, но и духовные лица, и простые верующие.

К примеру, после ознакомления с сигнальным экземпляром из Казанской епархии РПЦ поступил следующий отзыв на книгу: дескать, в разделе христианства выдержан принцип историзма, а в разделе ислама сделана попытка раскрытия сути учения. С такой точкой зрения не согласен автор раздела об исламе Рафик Мухаметшин. Он уверен, в разделе "ислам" выбран оптимальный для средней школы подход – "светско-культурологический с историческим уклоном". Кроме того, Р.Мухаметшин отметил, что, к примеру, он намеренно не стал замалчивать такие фрагменты истории ислама в России, как насильственное крещение татар. Он полагает, что именно так в учебнике отражены процессы формирования толерантности.

Обсуждение коснулось и раздела "Иудаизм".Главред "Русского слова" М.Лобзина на поступившие в адрес авторов раздела замечания по поводу акцента не на историю учения, а на историю еврейского народа, особо подчеркнула, что в редакции особо следили за тем, "чтобы в отношении иудаизма не возникло политического момента". Но о трагедии Холокоста ученики из данного курса все же узнают.

Следующее обсуждение проекта намечено на апрель с.г. Пока же в министерстве образования и науки РТ твердо намерены ввести курс со следующего учебного года. В объеме одного урока в неделю ученики будут проходить историю традиционных религий страны в течение двух лет.

Диляра Рахимова, Казань,

для "Портала-Credo.Ru"







Другие новости раздела:
ГДЕ БЕРЕТ ДЕНЬГИ РИУ, В ЧЕМ ИСТИННАЯ ПРИРОДА «АРАБСКОЙ ВЕСНЫ» И КАКОЙ ДЛИНЫ ДОЛЖНА БЫТЬ БОРОДА МУСУЛЬМАНИНА. Бюджет Российского исламского университета является очень скромным для столь крупного вуза – он составляет всего около 40 - 50 млн. рублей в ...
На прошлой неделе в Российском исламском университете завершился зимний лагерь для девушек по арабскому языку. На протяжении целой недели молодые мусульманки общались с носителями языка. С их участием были организованы различные круглые столы, ...
ПО МНЕНИЮ РЕКТОРА РИУ, ПОЯВЛЕНИЕ НОВОГО МУФТИЯ НЕ БЫВАЕТ СЛУЧАЙНЫМ – ЭТО ЗЕРКАЛО ПРОБЛЕМ МУСУЛЬМАНСКОЙ УММЫ Образование, которое получил в Турции новый и.о. муфтия Камиль Самигуллин, не носит в себе ничего такого, что противоречило бы традиционному ...
Программа "Татарлар" выходит в эфир пять раз в неделю и рассказывает телезрителям о жизни татар, проживающих вне пределов родной Республики. а также интервью с видными общественными и религиозными деятелями. Очередной выход ...

1 2 3 4 5 6