Рафик Мухаметшин - о «болезни роста» исламского возрождения.




22 сентября в Казани завершился I Всемирный Форум татарских ученых. Организаторами мероприятия выступили Академия наук Республики Татарстан и Исполком Всемирного конгресса татар.

В работе Форума приняли участие около 250 человек из России и зарубежья, в том числе посол Румынии в Туркменистане Т.Джемил, профессор кафедры истории стран Европы и Америки МГИМО МИД РФ А.Ахтамзян, директор Института астрофизики общества им. М.Планка, академик РАН Р.Сюняев, директор НИИ океанологии РАН А.Нигматуллин, профессор, доктор педагогических наук, руководитель Центра Г.Тукая в Уральске Р.Абузяров, ректор РИУ, доктор политических наук Р. Мухаметшин. С докладами выступили ученые из России, Китая, Казахстана, США.

Участники форума выступили за развитие научного сообщества татарских ученых, проживающих в разных уголках мира, содействовать воспитанию у татарской молодежи национального самосознания, способствовать формированию единого научно-исследовательского и образовательного пространства для татарских ученых. Кроме того, было предложено организовать координационный совет при АН РТ для консолидации татарских ученых всего мира, а также создать банк инновационных идей татарских ученых и оказывать содействие их дальнейшей реализации в экономике РТ.

В принятой резолюции ученые предлагают предпринять практические шаги по созданию банка данных хранящихся за рубежом письменных источников по истории Татарстана и татарского народа, а также рекомендуют Министерству образования и науки РТ и АН РТ внести изменения в учебники средней школы и вузов, тенденциозно освещающих историю татарского народа.

Об обсуждении в ходе работы Форума проблем, касающихся религиозных вопросов и о перспективах их решения рассказывает ректор Российского исламского университета Рафик Мухаметшин.

- В каком контексте в рамках форума были рассмотрены конфессиональные проблемы?

- Наряду с другими в рамках форума обсуждались и конфессиональные проблемы. Задача форума – в первую очередь – собрать всех известных татарских ученых из разных стран мира, чтобы выработать определенные формы консолидации татар. Мы должны были показать, каким образом можно использовать интеллектуальные потенциал татарского народа для объединения национальных интеллектуальных кругов. В связи с этим рассматривался и конфессиональный фактор, который является одним из составляющих в области национального самосознания.

В этой связи я могу выделить выступление Дамира Исхакова – заведующего отделом мониторинга Института истории, доктора исторических наук. В своем докладе он говорил о проблемах конфессионального самосознания татар, о существовании понятия «исламский пуританизм», не преодолев который нельзя прийти к исламу интеллектуальному.

Мой же доклад был посвящен роли конфессионального фактора в консолидации татар. Мне кажется, этот вопрос заинтересовал многих собравшихся, поскольку в современной ситуации данный вопрос стоит довольно остро.

- Рафик Мухаметшович, скажите пожалуйста, существует ли исторический опыт использования конфессионального фактора в развитии татарского этноса?

- Подобный опыт у татарского народа, действительно, очень богатый. Дело в том, что специфика развития Ислама в Среднем Поволжье как раз и заключается в том, что здесь конфессиональный фактор всегда перекликался с другими компонентами, включая этнический. Возможно, это связано с тем, что татары образовали первое мусульманское государство на территории Среднего Поволжья, находясь вдали от центров Исламской цивилизации. Использовались и другие элементы, такие как этническое самосознание. В более поздний период, особенно в 19 веке, у татар, пытавшихся уже не просто приспосабливаться к условиям Российской Империи, а создавать мобильное, развивающееся государство, - возникло понимание того, что помимо конфессиональной сферы необходимо использовать и иные факторы. Не случайно Шигабутдин Марджани впервые заговорил о национальной истории: «Кто же мы, если мы не татары?» - восклицал он. Тогда же возникла и джадидская система образования. В начале 20 века татары принимают участие в создании политических партий, например, «Иттифак-аль-муслимин». То есть, очевидно, что в обществе помимо конфессионального  использовались и другие факторы, что говорит о гибкости и мобильности татарского мусульманского социума, предпринимающего попытки создания институтов гражданского общества.

В начале 20 века татарское общество продолжало оставаться мусульманским, однако при этом допускалась возможность использования и других институтов (политические партии, СМИ, система образования) - именно поэтому татары сумели выработать такую гибкую модель общественной жизни.

Всем вышесказанным я хочу подчеркнуть, что до революции был накоплен значительный опыт, который является уникальным в том плане, что в других мусульманских странах такого подхода еще не было. Последние абсолютизировали конфессиональный фактор, недооценив роль других, в том числе роль этнического факотра. А чтобы развивать общество, необходимо использовать все интеллектуальные ресурсы.

- Как используется описанный Вами опыт в современных условиях?

- Когда мы говорим об «исламском возрождении», то подразумеваем в том числе и необходимость использования конфессионального фактора в духовном возрождении. В современных условиях, безусловно, нация нуждается в духовном обновлении, поскольку за годы советской власти были утеряны многие традиции, народ развивался в рамках социалистического интернационализма, и проблема национальной культуры рассматривалась очень однобоко. С этой точки зрения для полноценного развития как национальной культуры, так и самого народа, конфессиональный фактор очень важен. Однако на сегодняшний день конфессиональный фактор не работает в пользу народа и его национальной культуры. Случилось это по нескольким причинам.

Первая причина состоит в том, что сегодня, когда речь заходит о духовном возрождении, то прежде всего подразумевается его нравственный аспект, в принципе оторванный от этнических проблем.

Второе, не менее важное обстоятельство, заключается в том, что, к сожалению, сегодня Ислам воспринимается в общественном сознании в довольно примитивной форме. Я имею ввиду, что многие верующие, а также представители духовенства воспринимают религию Аллаха исключительно как совокупность обычаев и обрядов. И если люди говорят «быть мусульманином», то главный акцент делается на соблюдении обрядовой стороны. С одной стороны это, разумеется, верно, поскольку на ее основе формируется практикующий мусульманин. Тем не менее, абсолютизация обрядовой стороны приводит к обеднению смысла самого Ислама. Ведь наша религия – это еще и идеология, и мировоззренческая система, и образ жизни, - поэтому на нее следует смотреть гораздо шире. На сегодняшний день в татарском обществе не существует той социальной прослойки, которая могла бы рассматривать Ислам в таком разностороннем контексте. Говоря же о татарской интеллигенции, с сожалением отмечу, что она практически полностью светская, а потому способна смотреть на проблемы Ислама только со стороны и не имеет представления о жизни мусульманского общества изнутри. Таким образом, при в целом комплиментарном отношении к Исламу, в кругах современной татарской интеллигенции преобладает незнание порой элементарных основ исламской догматики и мусульманского богословия. Поэтому мы не можем возлагать какие-то надежды на светскую интеллигенцию в плане использования конфессионального фактора в развитии национального сообщества. До революции же наблюдалась кардинально противоположная ситуация: татарская интеллигенция не была светской – она была мусульманской.

То же самое можно сказать и о современном духовенстве, которое также не готово посмотреть на проблему шире, в конфессионально-этническом контексте, и для него тоже более важную роль играет соблюдение обрядов. Разумеется, нельзя требовать от духовенства глубокие богословские исследования, ведь его дело связано с религиозной практикой, что также требует высокого профессионального уровня и учета традиций. А сложными теоретическими вопросами должна заниматься мусульманские богословы и интеллигенция.

Сейчас возникают проблемы, связанные с тем, что в мечетях Татарстана звучит больше проповедей на русском языке. Одна из причин этого явления – этническая пестрота прихода. Поэтому духовенство, особенно молодые имамы, считая, что в Исламе, прежде всего необходимо соблюдать обряды, языковой фактор отодвигают на второй план, не видя в нем чего-либо существенного в реализации конфессиональной идентичности. У них нет еще глубокого понимания того, что для формирования национального самосознания народа очень важно, чтобы в мечетях читали проповеди на татарском языке. Тем более, в Центральной России мечети строили в основной массе татары, в том числе и для того, чтобы там звучали хутбы на татарском языке. Это необходимо разъяснять мусульманам иных национальностей, чтобы они воспринимали ситуацию адекватно.

- Каковы же перспективы решения проблемы?

- Прежде всего хочу сказать, что, безусловно, никого обвинять в сложившейся ситуации нельзя. Ее можно назвать «болезнью роста» в процессе религиозного возрождения. Проблема, в том числе, упирается и в необходимость создания полноценной системы мусульманского образования. Мы должны готовить квалифицированных имамов и готовим их – в Татарстане на сегодняшний день существует 9 религиозных учебных заведений.

Однако сегодня недостаточно осуществлять подготовку только религиозных деятелей, - прежде всего, должна осуществляться подготовка мусульманской интеллигенции – той, которая профессионально и со знанием дела рассуждает об интересах нации, при этом будучи мусульманами. Это очень важно: не имея этой социальной прослойки в принципе даже теоретически невозможно использовать конфессиональный фактор в консолидации нашего народа.

 - Рафик Мухаметшович, большое Вам спасибо за ценные комментарии.

 

Беседовала Нурия Гибадуллина







Другие новости раздела:
ГДЕ БЕРЕТ ДЕНЬГИ РИУ, В ЧЕМ ИСТИННАЯ ПРИРОДА «АРАБСКОЙ ВЕСНЫ» И КАКОЙ ДЛИНЫ ДОЛЖНА БЫТЬ БОРОДА МУСУЛЬМАНИНА. Бюджет Российского исламского университета является очень скромным для столь крупного вуза – он составляет всего около 40 - 50 млн. рублей в ...
На прошлой неделе в Российском исламском университете завершился зимний лагерь для девушек по арабскому языку. На протяжении целой недели молодые мусульманки общались с носителями языка. С их участием были организованы различные круглые столы, ...
ПО МНЕНИЮ РЕКТОРА РИУ, ПОЯВЛЕНИЕ НОВОГО МУФТИЯ НЕ БЫВАЕТ СЛУЧАЙНЫМ – ЭТО ЗЕРКАЛО ПРОБЛЕМ МУСУЛЬМАНСКОЙ УММЫ Образование, которое получил в Турции новый и.о. муфтия Камиль Самигуллин, не носит в себе ничего такого, что противоречило бы традиционному ...
Программа "Татарлар" выходит в эфир пять раз в неделю и рассказывает телезрителям о жизни татар, проживающих вне пределов родной Республики. а также интервью с видными общественными и религиозными деятелями. Очередной выход ...

1 2 3 4 5 6