Духовенство государственного образца?




«Наделение религиозных вузов правом выдавать государственные дипломы очень важно. Оно создаёт равные условия для всех учебных заведений – и светских, и духовных», - считает ректор Российского исламского университета Рафик Мухаметшин.

- Рафик Мухаметшович, мне совершенно непонятно, для чего понадобилось нововведение. Получается, религия уже не отделена от государства, а будущих батюшек и имамов на соответствие сану будут проверять аккредитационные комиссии?

- Многие примерно так и трактуют изменения в Законе «Об образовании». Дескать, теперь, после соответствующих заявлений Путина и Медведева, дипломы государственного образца всем религиозным учреждениям обеспечены.

Это не так. Речь идет о праве религиозного учебного заведения аккредитовать свои образовательные программы в соответствии с государственными стандартами. Но закон не делает нам каких-либо поблажек. Он только создаёт единое правовое пространство для всех учебных заведений – и религиозных, и светских.

Религиозному вузу, чтобы выдавать дипломы государственного образца, нужно, как и светскому вузу, выбрать специальность из реестра Министерства образования, потом четыре года обучать по ней студентов и только затем поставить перед государством вопрос об аккредитации. Решение примет направленная в вуз аккредитационная комиссия. И, естественно, получить диплом по специальности «имам» или «православный священник» будет невозможно. Их нет в государственном реестре, и специально для нас создавать подобные программы государство не будет.

- Тогда тем более непонятно, какой толк выпускнику религиозного учреждения от диплома государственного образца?

Речь не идёт о подготовке одних только священнослужителей. Духовные учреждения сегодня должны выпускать религиозную интеллигенцию, знающую проблемы своей конфессии изнутри и умеющую доходчиво доводить свои взгляды до других. Такие люди нужны, прежде всего, самому государству - для формирования нормального, толерантного общества.

Кроме того, не забывайте, что жизнь у наших выпускников складывается по-разному.

Это только на первый взгляд с их трудоустройством в Татарстане проблем нет. В республике насчитывается тысяча триста мечетей, но подготовленных имамов при этом имеют всего лишь около пятнадцати процентов приходов. И это, в основном, городские мечети. А в деревнях получается примерно так же, как с учителями английского. Приезжает молодой имам. Мечеть есть, но на что ему жить? Прихожан – пять-шесть стариков всего. Садака (пожертвований) практически нет.

И куда пойдёт наш выпускник, если не сложилось у него на религиозном поприще?  Получается, отучившись фактически в Российском исламском университете, формально он останется специалистом со средним образованием?

- Хорошо, будет у вашего выпускника государственный диплом о высшем образовании. Но специальность-то ему все равно придется осваивать другую!

- Действительно, пока еще процентов восемьдесят наших студентов обучается заочно в других вузах. Но внесение изменений в закон об образовании открывает для религиозных учебных заведений новые возможности. РИУ, кстати, в этом году уже аккредитовался по специальности «теология» (у нас есть лицензия негосударственного образовательного учреждения, поэтому мы успели выпустить теологов до внесения поправок в закон).

Это только первый шаг. Мы, разумеется, будем аккредитовываться и по другим специальностям. Сочетая религиозное образование с государственными стандартами, можно, например, выпускать лингвистов, специализирующихся на арабском языке, или юристов с углубленным знанием мусульманского права.

- Когда речь заходит о дополнительных возможностях, это хорошо. Но ведь и у государства появляется возможность контролировать религиозные вузы...

- Теоретически – да. А практически в этом отношении ничего не изменится. Повторюсь, аккредитация не будет обязательной. Более того, я уверен, что в Татарстане изменениями в законе в ближайшее время воспользуются очень немногие учебные заведения. Требования государство выдвигает жесткие. Чтобы аккредитовать новую специальность, вуз должен иметь определенное количество специалистов по профильным предметам и, как минимум, 25 процентов преподавателей с научными степенями. Небольшие религиозные учебные заведения не могут себе этого позволить. Поэтому они будут готовить только религиозных деятелей – как и раньше.

Беседовал Георгий АПОЛЛОНОВ

АиФ в Татарстане







Другие новости раздела:
ГДЕ БЕРЕТ ДЕНЬГИ РИУ, В ЧЕМ ИСТИННАЯ ПРИРОДА «АРАБСКОЙ ВЕСНЫ» И КАКОЙ ДЛИНЫ ДОЛЖНА БЫТЬ БОРОДА МУСУЛЬМАНИНА. Бюджет Российского исламского университета является очень скромным для столь крупного вуза – он составляет всего около 40 - 50 млн. рублей в ...
На прошлой неделе в Российском исламском университете завершился зимний лагерь для девушек по арабскому языку. На протяжении целой недели молодые мусульманки общались с носителями языка. С их участием были организованы различные круглые столы, ...
ПО МНЕНИЮ РЕКТОРА РИУ, ПОЯВЛЕНИЕ НОВОГО МУФТИЯ НЕ БЫВАЕТ СЛУЧАЙНЫМ – ЭТО ЗЕРКАЛО ПРОБЛЕМ МУСУЛЬМАНСКОЙ УММЫ Образование, которое получил в Турции новый и.о. муфтия Камиль Самигуллин, не носит в себе ничего такого, что противоречило бы традиционному ...
Программа "Татарлар" выходит в эфир пять раз в неделю и рассказывает телезрителям о жизни татар, проживающих вне пределов родной Республики. а также интервью с видными общественными и религиозными деятелями. Очередной выход ...

1 2 3 4 5 6