Рафик Мухаметшин: В богословской мысли мы не доросли до уровня XIX века




Впервые в России увидела свет многотомная антология татарской богословской мысли, включившая труды известных ученых Шигабутдина Марджани, Мусы Бигиева, Абдуннасыра Курсави, Габдрахима Утыз-Имяни и других богословов.

Изданная на русском языке серия из 15 книг является уникальной, поскольку труды татарских ученых в прошлые столетия издавались только на арабском и татарском языках. Автором данного проекта и главным редактором издания выступил ректор Российского исламского университета (РИУ) Рафик Мухаметшин. В интервью ИА IslamNews ректор заявил, что антология будет включена в обязательную образовательную программу его университета.

- Пытаться возрождать ислам без полноценных традиций, по сути дела, невозможно. Поэтому нами была задумана эта серия: традиции всегда хороши на своем месте, поскольку когда внедряются чужие традиции, возможно их неадекватное восприятие. Российские мусульманские традиции очень глубокие и сильные, но, к сожалению, сегодня я не могу сказать, что мы хорошо их знаем.

- Когда труды Марджани и других татарских богословов издавались в последний раз в России?

- В XIX веке - начале XX. Наши богословы XVIII-XIX веков писали только на арабском языке, в том числе Шигабутдин Марджани. В начале XX века они начали писать и на татарском языке, поэтому изданные нами книги - это перевод с арабского, частично - с персидского и старотатарского на русский язык. Поскольку мы стараемся сделать полноценные академические издания, труды сопровождаются комментариями и обширными предисловиями мыслителей об этой книге. Поэтому эти издания будут очень интересны не только для русскоязычного российского читателя. Это станет откровением для людей, которые изучают историю ислама в России, о том, что были такие мыслители, что они писали богословские трактаты.

- Кем были Марджани, Бигиев, Курсави для своего времени? Есть равновеликие им личности в современной истории российского ислама?

- Возрождение ислама предполагает создание различных структур и институтов. Сегодня институализация произошла, но, к сожалению, нет самой необходимой части мусульманского возрождения - мусульманской интеллигенции и мусульманского богословия. Как раз и Муса Бигиев, и Шагабутдин Марджани предствляли до революции эту прослойку татарских мусульманских богословов. Сегодня институт мусульманских священнослужителей возрождается, но пока мусульманских богословов в России по сути дела нет. Поэтому ни Марджани, ни Бигиева с кем-либо сравнивать в современной России невозможно. Мы даже не доросли до их уровня, чтобы на заданной ими высоте обсуждать актуальные богословские проблемы.

- Почему образовалась такая пропасть в издании трудов этих ученых и их имена оказались фактически забыты?

- Я не могу сказать, что их совершенно не изучали, но им пытались придать немного другой оттенок. Например, Марджани и Курсави представляли как философов. То есть их не рассматривали как богословов. В советское время богословская мысль не представляла какого-то интереса, поэтому ученых не изучали, они были под запретом. Хотя нельзя сказать, что забыли. В советское время все знали, что они есть. Но проблема в том, что в течение 20 лет мы говорим – "Марждани, Марджани", но никто не читал этих трудов. Может быть, мы еще не доросли до уровня осмысления и понимания того, что они писали. А эти ученые трактовали проблему богословия на высоком теоретическом уровне. Как ни парадоксально, мы еще не доросли до уровня конца XIX - начала XX века в сфере богословия.

- Вы намерены включать в образовательную программу труды этих богословов?

- Безусловно. Система образования должна быть адаптирована к российской действительности. С этой точки зрения знание нашего богословского наследия очень важно. К сожалению, в России сегодня никто не изучает эти труды. Поэтому мы поставили цель, чтобы все преподаватели, которые преподают в Российском исламском университете богословско-религиозные дисциплины – коранистику, тафсир - включили и в обязательном порядке рекомендовали студентам российско-богословское наследие. Только так можно вернуться к своим истокам, только так можно выстроить современную и адекватно воспринимающую наши реалии систему исламского образования. Сейчас мы естественно не ставим цель издать все труды татарских богословов, но необходимо хотя бы пробудить интерес к ним. Чтобы появилась гордость за татарскую богословскую мысль, чтобы ее изучали дальше.

http://www.islamnews.ru/news-12819.html







Другие новости раздела:
ГДЕ БЕРЕТ ДЕНЬГИ РИУ, В ЧЕМ ИСТИННАЯ ПРИРОДА «АРАБСКОЙ ВЕСНЫ» И КАКОЙ ДЛИНЫ ДОЛЖНА БЫТЬ БОРОДА МУСУЛЬМАНИНА. Бюджет Российского исламского университета является очень скромным для столь крупного вуза – он составляет всего около 40 - 50 млн. рублей в ...
На прошлой неделе в Российском исламском университете завершился зимний лагерь для девушек по арабскому языку. На протяжении целой недели молодые мусульманки общались с носителями языка. С их участием были организованы различные круглые столы, ...
ПО МНЕНИЮ РЕКТОРА РИУ, ПОЯВЛЕНИЕ НОВОГО МУФТИЯ НЕ БЫВАЕТ СЛУЧАЙНЫМ – ЭТО ЗЕРКАЛО ПРОБЛЕМ МУСУЛЬМАНСКОЙ УММЫ Образование, которое получил в Турции новый и.о. муфтия Камиль Самигуллин, не носит в себе ничего такого, что противоречило бы традиционному ...
Программа "Татарлар" выходит в эфир пять раз в неделю и рассказывает телезрителям о жизни татар, проживающих вне пределов родной Республики. а также интервью с видными общественными и религиозными деятелями. Очередной выход ...

1 2 3 4 5 6