РАФИК МУХАМЕТШИН: Построить многополярный мир без поддержки образования и науки невозможно




В составе российской делегации, которая принимает участие в работе четвертого заседания группы стратегического видения «Россия - Исламский мир» в Джидде, находится ректор Российского исламского университета (г.Казань) Рафик Мухаметшин. Он ответил на вопросы нашего корреспондента:


- На ваш взгляд, какое значение имеет проведение заседания Группы в Саудовской Аравии?

- То, что заседание проходит в Саудовской Аравии, не случайно. Летом, в июле нынешнего года король Саудовской Аравии, будучи в Мадриде на конференции по диалогу цивилизаций вместе с королем с Испании, заявили о необходимости диалога. То есть Саудовская Аравия выступает с довольно значительным заявлением, за которым, я думаю, последуют и практические шаги в плане сближения цивилизаций. Мы видим, что в исламском мире тоже осознается необходимость выстраивания многополярного мира. Раньше исламские страны позиционировали себя согласно известной формуле – «Запад есть Запад. Восток есть Восток». Сегодня же в эпоху глобализации без диалога обойтись невозможно. Думаю, что сейчас в связи с инициативой короля Абдаллы точки зрения России и исламского мира о необходимости создания многополярного мира во многом совпадают. Как закономерность сближения стратегических позиций – проведение заседания группы стратегического видения в Саудовской Аравии.

- На предыдущих заседаниях группы говорилось не раз о том, что Республика Татарстан может дать пример межцивилизационного диалога. В чем именно?

- Выстраивая стратегические, политические, экономические отношения с исламским миром, нужно делать конкретные шаги. Мне кажется, что мусульманский Восток очень заинтересован в отношениях с Россией. Это касается экономических отношений, которые в советское время были серьезными. Их надо восстанавливать. Вообще с мусульманским Востоком нужно работать целенаправленно. Нужны не только традиционные формы сотрудничества – продажа оружия, нефтегазовая сфера. Сегодня в первую очередь нужно думать, как привлекать инвестиции. Экономический кризис внесет серьезные коррективы в характер отношений между государствами, западная банковская система переживает кризис, он коснется и стран Востока, потому что банковская система той же Саудовской Аравии сильно повязана с западной. Тем не менее, для России очень важно выстраивание новых инвестиционных отношений с мусульманским миром. Надо привлекать инвестиции, для этого в России пока сделано очень мало. Что касается банковской системы, то те же страны СНГ делают более уверенные шаги в этом направлении. Казахстан, Кыргызстан уже создают исламские банки. У нас были попытки, но реальных результатов нет пока, потому что это связано с изменением законодательства о банковском деле. Да, отношения с исламским миром становятся более разносторонними. Но они касаются традиционных сфер, но время-то поменялось.

С этой точки зрения Татарстан мы и можем привести как позитивный пример. В июне нынешнего года в Казани при участии Исламского банка развития прошла большая инвестиционная конференция, в которой принимало участие более 100 бизнесменов из исламских стран. Они изучали Татарстан, чтобы инвестировать в Республику. В августе в Казани проходила 14-я конференция Академии исламского мира. Это тоже впервые в нашей стране. Думаю, на следующий год будет сделан еще один шаг – мы собираемся провести заседание ИСЕСКО с приглашением ректоров ведущих исламских учебных заведений, посвященное проблеме качества исламского образования. Таким образом, Татарстан действительно намечает те стратегические направления, по которым необходимо работать. То есть это не только традиционные политические, экономические отношения, это, безусловно, банковское дело, привлечение инвестиций, сотрудничество в сфере науки, образование.

- Именно Татарстан предложил провести конференцию ИСЕСКО в Казани?

- Нет, в дни священного Рамадана в Марокко проходят традиционные Хасанийские чтения. Рустам Батров, проректор по научной работе РИУ, там был. Он встречался с представителем Федерации университетов исламского мира при ИСЕСКО, куда недавно РИУ приняли. От Федерации и поступило предложение провести конференцию для укрепления связей с Россией. Генеральный секретарь ИСЕСКО господин ат-Тувейджри заинтересован в том, чтобы система исламского образования России интегрировалась образовательное пространство исламских стран. Они ищут партнеров в России. Мы делаем первый шаг, проводя конференцию ИСЕСКО. 

- На предыдущих заседаниях представителей российского исламского образования не было. Для Вас такие встречи полезны?

- Я думаю, в контексте главного стратегического видения – как надо выстраивать многополярный мир – проблемы образования и науки играют огромнейшую роль. Во-первых, это выработка единой идеологии, единых образовательных подходов, методик – все это важные вопросы в эпоху, когда идет формирование многополярного мира. Образование – это солидный пласт идеологии.

- Думаю, что в связи с заседанием в Джидде уместно вспомнить и о конференции, которая прошла в Казани на днях, - «Вклад татарских ученых в исламскую цивилизацию».

- Это было для нас немного неожиданным, поскольку Бахрейнский университет выступил с инициативой проведения такой конференции. Это говорит о том, что научный интерес в мусульманских странах к татарам значителен. На конференции выступали ученые из Саудовской Аравии, Турции, Египта – всего было 19 ученых из зарубежных странах.

Было приятно, что они проявили к этой проблематике научный интерес. Некоторые из них приходили к нам в Исламский университет. Мы заключили договора с некоторыми университетами. Мы договорились с некоторыми учеными, в основном из Саудовской Аравии, о том, что будем готовить – сначала в форме теле- и радиопередач – программы о татарских ученых.

Мы выбираем 30 деятелей не только богословия, но и культуры, науки, искусства, начиная с Кул Гали, затем Кул Шариф, Муса Бигиев, Габдулла Тукай, то есть с XII века вплоть до современных деятелей. Они готовы то, что мы подготовим, перевести на арабский язык. Это принципиально новое направление в наших отношениях. Сегодня интерес к татарской богословской мысли в исламском мире есть. Они наслышаны о Марджани, о Бигиеве, но глубоко их не знают. В этом есть отчасти наша вина. Думаю, что в ближайшие годы мы этот проект реализуем.

По материалам www.islamrf.ru







Другие новости раздела:
ГДЕ БЕРЕТ ДЕНЬГИ РИУ, В ЧЕМ ИСТИННАЯ ПРИРОДА «АРАБСКОЙ ВЕСНЫ» И КАКОЙ ДЛИНЫ ДОЛЖНА БЫТЬ БОРОДА МУСУЛЬМАНИНА. Бюджет Российского исламского университета является очень скромным для столь крупного вуза – он составляет всего около 40 - 50 млн. рублей в ...
На прошлой неделе в Российском исламском университете завершился зимний лагерь для девушек по арабскому языку. На протяжении целой недели молодые мусульманки общались с носителями языка. С их участием были организованы различные круглые столы, ...
ПО МНЕНИЮ РЕКТОРА РИУ, ПОЯВЛЕНИЕ НОВОГО МУФТИЯ НЕ БЫВАЕТ СЛУЧАЙНЫМ – ЭТО ЗЕРКАЛО ПРОБЛЕМ МУСУЛЬМАНСКОЙ УММЫ Образование, которое получил в Турции новый и.о. муфтия Камиль Самигуллин, не носит в себе ничего такого, что противоречило бы традиционному ...
Программа "Татарлар" выходит в эфир пять раз в неделю и рассказывает телезрителям о жизни татар, проживающих вне пределов родной Республики. а также интервью с видными общественными и религиозными деятелями. Очередной выход ...

1 2 3 4 5 6