БЛАГО НЕЗРИМОЕ...




Беседа с учеником Мирзы Махмутова - заведующим кафедрой филологии и страноведения Российского исламского университета, к.п.н., доцентом Тимуром Шайхуллиным

- Уважаемый, Тимур Акзамович, расскажите, какую роль сыграл академик Мирза Махмутов в становлении исламского образования в республике? Какие его труды способствовали этому?

- Мирза Исмаилович был человеком энциклопедического ума и огромной эрудиции. Он знал, что высшее мусульманское образование – это глобальный фактор общественного развития и выдвигается в один из наиболее важных национальных приоритетов. В своих трудах он рассчитывал на понимание, прежде всего, прогрессивной молодежи, которая как никто может подхватить идею. А основной идеей Мирзы Махмутова было формирование положительного отношения к миру ислама.

Мирза Махмутов является автором огромного количества научных трудов, как в области педагогики, так и в областях исламоведения и арабистики.

Среди самых важных его  лексикографических работ – «Арабско-татарско-русский словарь заимствований». В большом пласте иноязычных заимствований русского, и особенно татарского языков определенное место занимают слова и словосочетания, вышедшие непосредственно из арабского языка. Мирза Исмаилович отмечает, что этот слой заимствований имеет многовековую историю, он встречается не только в литературном, но и в разговорном языке татарского и русского населения, воспринимающего эту лексику как свою. Например, слово «машина» образовалось от арабского глагола «маша» - передвигаться,  «магазин»- от арабского «махазин» (склады), слово «акт» взято из арабского напрямую с тем же значением и т.д.  Благодаря данному словарю преподаватели имеют возможность широко использовать способ сравнительного перевода при семантизации лексики арабского языка, тем самым предложив обучающимся интересную альтернативу простой зубрежке слов.

Важнейший труд учёного, который открыл глаза на многое, как филологам-арабистам, так и  историкам,  это книга «Мир Ислама». На сегодняшний день это самый содержательный учебник по страноведению мусульманских стран. В предисловии к «Миру Ислама» Мирза Махмутов написал: «Почему в сознании значительной части студенчества и образованной публики не формируется положительное отношение к миру ислама? Причин много. Одна из них – глобализация экономики и культуры – породила конфликтную ситуацию в мире.  У большей части населения Запада нет объективного представления об истории мусульманских стран и их сегодняшнем состоянии…». Это отклик ученого на возрастающий в обществе интерес к мусульманской культуре. На его уроках даже христиане проникались исламом.

 

- Как создавался положительный образ ислама в трудах Мирзы Исмаиловича?

- Создание образа не означает закрытие глаз на отставание в развитии мусульманских стран в различных сферах. Мирза Махмутов часто критиковал эту отсталость и недостаточное использование прогрессивных средств западного образования. В книге «Мир ислама» он особо выделил тунисскую систему образования, которая является прототипом французской системы. Поле сравнений у Мирзы Махмутова было достаточно широким, т.к. он посетил многие восточные и западные страны. Его лозунгом стал взаимный диалог культур. Именно в этом Мирза Махмутов видел выход из создавшейся ситуации неравенства взглядов. Он любил говорить: «Культура – это благо незримое». При поддержке Мирзы Исмаиловича в ТАРИ, а потом и в РИУ стали проводится дни арабской культуры. Целью таких дней для академика Махмутова был ни столько экскурс в историю, хотя и этому выделялось достаточно времени, сколько освещение традиций, обычаев и культурных особенностей арабо-мусульманского мира.

 

 

- Как Мирза Махмутов повлиял на работу кафедры филологии и страноведения, заведующим которой Вы  сейчас являетесь?

- Важной сферой деятельности Мирзы Махмутова стала его работа на кафедре филологии и страноведения РИУ, которая была организована им в начале 2004 года. Следует отметить, что до этого времени в РИУ работали преподаватели-филологи, получившие в основном высшее образование за рубежом. Это были отличные практики, но не достаточно владеющие теорией.  Мирза Исмаилович  с первых дней работы кафедры буквально «зарядил духом научности» всех ее преподавателей и сотрудников. Каждую неделю он проводил заседания кафедры, где обсуждались самые актуальные вопросы и преподаватели выступали с научными докладами, которые в дальнейшем печатались в различных сборниках.

На данный момент кафедра филологии и страноведения РИУ продолжает развиваться, основываясь на опыте, заложенном Мирзой Исмаиловичем. На кафедре работают кандидаты педагогических, филологических и юридических наук. Все преподаватели вовлечены в научно-исследовательскую деятельность. Научный потенциал кафедры постоянно растёт. Создаются новые учебники, словари и учебные пособия. Преподаватели кафедры участвуют в научно-практических конференциях и проводят различные культурно-практические мероприятия. Одной из приоритетных особенностей кафедры является тандем из квалифицированных и перспективных преподавателей, получивших высшее образование как в России, так и в арабских странах, таких как Египет, Тунис, Саудовская Аравия, Судан, Йемен. Это, безусловно, выдвигает РИУ на передовые позиции в качественном обучении арабскому языку в современном образовательном пространстве не только на региональном, но и на всероссийском уровне.

Под руководством Мирзы Исмаиловича был подготовлен целый учебно-методический комплекс по изучению арабского языка, который начал создаваться с 2001 года. Данный комплекс содержит учебники различных уровней обучения, словарь синонимов и антонимов, аудиоматериалы и направлен на развитие мышления обучаемых и поднятие их творческого потенциала,. Все учебные материалы УМК апробированы на протяжении нескольких лет и внедрены в учебный процесс в различных вузах г. Казани. В частности, сегодня по этому комплексу студенты РИУ и ТГГПУ успешно обучаются арабскому языку и овладевают его литературным богатством. Кроме того, всем желающим изучить арабский язык на качественном уровне мы предлагаем курсы на базе этого уникального учебно-методического комплекса.

Общаясь с Мирзой Исмаиловичем и присутствуя на его уроках, мне посчастливилось наблюдать практическое применение многих педагогических принципов на высокопрофессиональном уровне. Особое впечатление производило применение учёным принципа проблемного обучения, побуждающего студентов думать, а не просто механически заучивать материал.

В заключении следует отметить, что отечественная исламоведческая и востоковедческая высшая школа гордится славным именем Мирзы Исмаиловича  Махмутова, а его научные идеи находят и будут находить достойное продолжение.

 

Интервью газете "УММА" № 2/03/2009

 







Другие новости раздела:
ГДЕ БЕРЕТ ДЕНЬГИ РИУ, В ЧЕМ ИСТИННАЯ ПРИРОДА «АРАБСКОЙ ВЕСНЫ» И КАКОЙ ДЛИНЫ ДОЛЖНА БЫТЬ БОРОДА МУСУЛЬМАНИНА. Бюджет Российского исламского университета является очень скромным для столь крупного вуза – он составляет всего около 40 - 50 млн. рублей в ...
На прошлой неделе в Российском исламском университете завершился зимний лагерь для девушек по арабскому языку. На протяжении целой недели молодые мусульманки общались с носителями языка. С их участием были организованы различные круглые столы, ...
ПО МНЕНИЮ РЕКТОРА РИУ, ПОЯВЛЕНИЕ НОВОГО МУФТИЯ НЕ БЫВАЕТ СЛУЧАЙНЫМ – ЭТО ЗЕРКАЛО ПРОБЛЕМ МУСУЛЬМАНСКОЙ УММЫ Образование, которое получил в Турции новый и.о. муфтия Камиль Самигуллин, не носит в себе ничего такого, что противоречило бы традиционному ...
Программа "Татарлар" выходит в эфир пять раз в неделю и рассказывает телезрителям о жизни татар, проживающих вне пределов родной Республики. а также интервью с видными общественными и религиозными деятелями. Очередной выход ...

1 2 3 4 5 6