В Татарстане обсуждают пути построения гармоничной жизни в многообразном обществе




Сегодня в столице Татарстана в НКЦ «Казань» открылся семинар  «Индонезийско-российский межконфессиональный диалог: построение гармоничной жизни в многообразном обществе», организаторами которого выступили Российский исламский университет и посольство Республики Индонезия, совместно с Духовным управлением мусульман Республики Татарстан при поддержке Департамента внешних связей Президента РТ и Управления Президента РТ по взаимодействию с религиозными объединениями.

На открытии семинара выступили Ректор РИУ Рафик Мухаметшин, Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Индонезия в РФ Хамид Авалуддин, Директор Департамента внешних связей РТ – помощник Президента по международным вопросам Искандер Муфлиханов, Начальник управления Президента РТ по взаимодействию с религиозными объединениями Марат Гатин, Первый заместитель муфтия РТ Абдулла Адыгамов, Управляющий Казанской епархией РПЦ Архиепископ Казанский и Татарстанский Анастасий, главный раввин Татарстана Ицхак Горелик, а также представители других конфессий, образовательных и академических учреждений.

Также в работе семинара принимает участие Президент Кувейтского фонда поддержки исламской науки господин Хамад Ас-Синан.

Все выступающие отметили то большое внимание, которое уделяет руководство Татарстана межрелигиозной и межконфессиональной стабильности в регионе. В частности, Искандер Муфлиханов сказал о том, что «На татарстанской земле успешно взаимодействуют последователи ислама, православия, иудаизма, католичества и других религий. Мы плодотворно сотрудничаем во имя добра, согласия, взаимопонимания, мира и во имя процветания нашей республики и страны. В нашем городе различные религии, культуры, народы мирно сосуществуют на принципах веротерпимости, дружбы и взаимоуважения», - сказал Муфлиханов. Он также подчеркнул, что Татарстан был и остается связующим звеном между Западом и Востоком. По его мнению, обмен опытом в обсуждаемых сегодня вопросах не менее важен, чем в торгово-экономической сфере или в политических взаимоотношениях.

Посол от Индонезии Хамид Авалуддин в своей речи рассказал историю о том, как бывший Президент Индонезии еще во времена Хрущева побывал в СССР, и, увидев мечеть в Ленинграде, очень расстроился, был опечален после того, как узнал, что там находится склад. И когда после прогулки по Ленинграду Хрущев спросил, понравился ли ему город, Президент ответил: «Мне не понравился Ленинград, потому что у вас нет мечети». После чего Хрущев принял решение об открытии мечети в северной столице. 

Первый заместитель муфтия РТ Абдулла Адыгамов отметил: «Несмотря на то, что в Татарстане проживает много конфессий, у нас стабильность. Она достигнута благодаря двум причинам. Это исторические традиции. У нас многонациональный и многоконфессиональный опыт существования, поэтому мы открыты друг для друга, не конфликтуем. А если брать современное положение, то это, несомненно, заслуга руководства Республики. У нас все религии и нации равны. В этом я еще раз убедился, когда, уже будучи заместителем муфтия, ездил по районам республики, и увидел, что для всех конфессий у нас созданы равные условия».  

Управляющей Казанской епархией РПЦ Архиепископ Казанский и Татарстанский Анастасий отметил, что православие на этой земле уже более 500 лет признано официально. И добавил, что никогда не было никаких проблем. «Первые просветители, которые появились здесь 500 лет назад, внесли византийскую культуру и добро», подчеркнул архиепископ. Говоря про современное состояние, он сказал, что между мусульманами и православными в Татарстане существует договор: в личных взаимоотношениях между мусульманами и православными не касаться богословских вопросов. «У каждого свое восприятие Бога и мы никому не навязываем свое», - отметил Анастасий.

Главный раввин Татарстана Ицхак Горелик в своей речи отметил заслуги первого президента Республики Татарстан Шаймиева. Он рассказал о том, как Шаймиев, когда встречался с представителями Татарстанских конфессий, сказал, что для него важно, чтобы люди, живущие в Татарстане, чувствовали себя комфортно не только в материальном отношении, но и в духовном. И он хотел бы, чтобы никто не покинул Татарстан из ощущения, что ему здесь некомфортно духовно. Также главный раввин сказал, что «Татарстан – это наш общий дом, у каждого в этом доме есть квартира и важно, чтобы никто в чужие квартиры не вторгался». Также он отметил важную роль журналистов, поскольку именно они, по его мнению, могут донести до народа идеи толерантности и межконфессионального согласия. «Журналисты могут существовать без президентов, а вот президенты без журналистов – нет», - заключил он.

Представитель католической епархии Татарстана отец Диогенас Укриса отметил, что показателем отношения государства к их общине является то, что в центре Казани три года назад построили большой красивый католический храм.

После приветственных слов семинар продолжился работой круглого стола, в рамках которого запланировано обсуждение таких тем, как «Обеспечение и поддержка принципа многообразия в условиях региональной автономии», «Обеспечение гармоничных межэтнических и межконфессональных связей», «Новой волны насилия и жестокости в обществе. Опыт борьбы и прогнозы на будущее», «Поиск новой модели духовного образования в решении социальных проблем молодого поколения», «Демократия в обществе переходного типа», «Ответственность прессы в эпоху глобализации».

Первым на круглом столе выступил руководитель отдела исследований и развития Министерства по делам религии Индонезии Абдул Джамил, который рассказал присутствующим, что Индонезия – это самая крупная мусульманская страна, в ней проживает 87% мусульман, при этом она не является исламским государством, потому что в Индонезии присутствует многообразие по языку, этничности и религии. Он сказал, что фундаментом Индонезии является принцип «панчасила» – пять принципов, лежащих в основе индонезийской модели построения общества «справедливости и процветания». Это – вера в единого Бога; справедливая и цивилизованная гуманность; единство страны; демократия во главе с избранным, честным и искренним лидером и социальная справедливость для всего народа Индонезии.

Директор Института истории им. Ш. Марджани Рафаэль Хакимов в своем выступлении отметил, что после распада СССР в России было два пути развития межконфессиональных отношений – это Северо-Кавказский, и этот путь привел к конфликту, который до сих пор не решен; и Татарстанский. «Термин «Модель Татарстана» возник в 1994 году во время круглого стола в Гарварде», - подчеркнул Хакимов. «Иногда Россию представляют как гомогенное государство, но это не так. Россия изначально возникла как многокультурная страна» - продолжил Хакимов. Также в своем выступлении он обратил внимание на те сложности, которые были в межконфессиональных отношениях в России. Он говорит, что во время экспансии Москвы, Россия присоединяла к себе новые территории. В Царской России наибольшие права были у православных, ограничения имели мусульмане, католики и иудеи. И наиболее жесткой система управления была в Центральной России, в то время, как окраины – Польша, Финляндия, Средняя Азия и Кавказ – не были под таким давлением. После того, как СССР распался именно по этническим причинам, Россия вынуждена была стать федерацией. По теории конфликтологии Татарстан является раздельным обществом: тюрко-мусульмане, православные русские и финно-угры. Они сильно отличаются друг от друга по традициям, языку, культуре и религии. И западные специалисты считали, что здесь конфликт неизбежен. Однако, этого не произошло. И он выдвинул две причины – в Татарстане признано равенство языков: татарского и русского, что смягчило татарское население Республики, поскольку их язык признан официально; и Договор о разграничении полномочий между Татарстаном и Россией, что дало некоторые гарантии русским в том, что в Татарстане, как в части России, будут соблюдены права всех народов.

В данный момент работа семинара продолжается. Ожидается, что в ходе круглого стола выступят также ректор Индонезийского исламского государственного университета (г. Джакарта) Комаруддин Хидаят, заместитель главного редактора газеты «Компас» Трияс Кунчахью, представитель китайской общины в Индонезии Филип Виджая, а также зав. кафедрой политической истории КФУ Ринат Набиев, директор Института социальных исследований и гражданских инициатив Лилия Сагитова, доцент кафедры исламоведения и регионоведения КФУ Лариса Усманова, доцент кафедры теории и практики электронных средств массовой информации КФУ Резеда Даутова и другие.

Отметим, что семинар проводится в рамках развития двусторонних отношений между Республикой Индонезия и Российской Федерацией. Цель проведения круглого стола – обмен мнениями и опытом по построению гармоничного сосуществования в многоконфессиональном обществе. 

www.islam-portal.ru







Другие новости раздела:
В канун дня российской прессы Владимир Путин встретился с руководителями ведущих российских СМИ, среди которых был и главный редактор «Аргументов и Фактов» Игорь Черняк. ...
Россия уважает территориальную целостность Украины в границах, которые сложились после референдума в Крыму. Об этом в ходе пресс-конференции заявил глава российского МИД Сергей Лавров, сообщает RT. ...
Государственный секретарь МИД Украины Андрей Заяц назвал Россию, Сирию и Сомали опасными для посещения странами. "В очередной раз просим украинцев не ехать в опасные страны: Ливию, Сирию, Йемен, Сомали, Россию. ...
Потери Германии из-за антироссийских санкций составляют 40 процентов всего ущерба, который несут страны Евросоюза. Как передает «Лента.ру», об этом пишет газета Frankfurter Allgemeine Zeitung со ссылкой на исследование Института мировой экономики в Киле. ...

1 2 3 4 5 6