Методические указания студентам по разработке курсовых работ




1. Общие положения

 

Курсовая работа – это выполняемое студентом самостоятельное научное исследование по направлению подготовки. Курсовая работа выполняется в письменном виде и подлежит обязательной публичной защите, что входит в отчетность студента по выполнению им учебного плана; форма контроля – дифференцированный зачет. Курсовые работы пишутся на II, III курсах очной и заочной формы обучения направления «теология».

2. Цели написания курсовой работы

 

*      закрепление знаний, полученных в ходе учебного процесса;

*      самостоятельное приобретение новых знаний в ходе чтения научной литературы;

*      развитие навыков самостоятельного научного анализа;

*      приобретение знаний о правилах оформления научного труда;

*      развитие умения публично представлять и отстаивать результаты своего исследования по правилам научной дискуссии (на защите курсовой и дипломной работы).

 

3. Руководство написанием курсовых работ

 

Курсовая работа выполняется под руководством преподавателя, который назначается научным руководителем конкретного студента. Научный руководитель помогает студенту в выборе темы, в постановке целей и задач исследования, в определении центральных проблем исследования, в поиске научной литературы. Это не означает, однако, выполнения научным руководителем перечисленных действий; его задача – направить, научить студента самостоятельно осуществлять данные элементы научной работы. В обязанности научного руководителя входят также проверка написанного студентом текста курсовой работы, указания на необходимость исправлений и доработок. После ознакомления с окончательным вариантом курсовой работы научный руководитель решает, допускать или не допускать работу к защите; критериями служат определяемые факультетом и кафедрой требования, предъявляемые к курсовым работам. В случае положительного решения научный руководитель ставит на титульном листе работы надпись «Допущено к защите», дату и свою подпись, а также  пишет краткую рецензию на курсовую работу, где излагает свое мнение об уровне исследования, его достоинствах и недостатках.

4. Выбор тем курсовых работ и научных руководителей

 

Кафедра ежегодно разрабатывает примерный список тем курсовых работ для каждого курса с указанием предполагаемого научного руководителя по каждой теме. Каждый преподаватель, как правило, руководит курсовыми работами на предложенные им самим темы. Список тем курсовых работ предоставляется студентам для ознакомления не позднее 15 января текущего учебного года. Каждый студент обязан не позднее 30 января принести на кафедру заявку, подписанную им лично, где указываются выбранные им темы курсовых работ. Каждому студенту предписывается указывать в подаваемой заявке не одну, а минимум три темы, выбранные из предлагаемого списка, по которым он хотел бы писать курсовую работу. Из них представителем кафедры, ответственным за распределение руководства курсовыми работами, осуществляется выбор темы и руководителя для каждого студента, с учетом интересов студентов и нагрузки преподавателей.

Если студент хочет продолжать работать под руководством того же преподавателя, что и в предыдущем учебном году, то определить новую тему он должен совместно с этим научным руководителем, при этом тема может выходить за рамки тем, предлагаемых кафедрой в общем списке.

Студент может предложить свою тему и писать курсовую работу по этой теме, но лишь при согласии научного руководителя: последний вправе отказаться от научного руководства по теме, далекой от его научных предпочтений. Студент в этом случае может самостоятельно найти преподавателя, который согласился бы руководить данной темой; при этом студент может обратиться за помощью к куратору своей группы. Заявка с названием темы и с фамилией преподавателя, с которым достигнута договоренность о научном руководстве по этой теме, сдается на кафедру, как и в остальных случаях, не позднее 30 января.

Студент, не принесший на кафедру заявку до 30 января, лишается возможности выбора, и научное руководство вместе с темой определяются для него кафедрой.

Назначение тем курсовых работ и научных руководителей для всех студентов обсуждается и утверждается на заседании кафедры. Ни один преподаватель не обязан руководить курсовыми и дипломными работами в количестве, превышающем число:

   количество студентов на отделении философии

   количество преподавателей на кафедре философии

 

+1

 

Однако преподаватель имеет право руководить курсовыми сверх этого числа, при желании студентов и при его собственном согласии.

 


5. Защита курсовой работы

 

К курсовая работа должны быть публично защищены, без защиты оценка за них не может быть проставлена. После проверки научным руководителем чернового варианта всей курсовой работы, после внесения всех поправок, беловой вариант курсовой работы должен быть отдан научному руководителю не позднее, чем за 5 дней до защиты. Вопрос о допуске работы к защите решает научный руководитель. Научный руководитель вправе не допустить работу до защиты, если имеет претензии к ее научному уровню, оформлению, если отсутствуют необходимые структурные элементы работы, и т.п. В случае, если работа не допущена, решение научного руководителя вправе пересмотреть заведующий кафедрой. В случае положительного решения научный руководитель ставит на титульном листе работы надпись «Допущено к защите», дату и свою подпись, а также  пишет краткую рецензию на курсовую работу, где излагает свое мнение об уровне исследования, его достоинствах и недостатках. Готовая курсовая работа с допуском и рецензией должна находиться на кафедре не позднее, чем накануне дня защиты.

Сроки защит курсовых работ: вторая половина апреля – первая половина мая (для студентов очной формы обучения) и июнь (для студентов заочной формы обучения). Список с указанием даты защиты для каждого студента должен быть вывешен не позднее, чем за 1 месяц до начала защит курсовых работ. Сроки защит не могут быть перенесены по инициативе студента. Если студент не готов к назначенной ему дате, он защищает работу позже (но до начала экзаменационной сессии), при этом оценка за курсовую работу снижается на 1 балл. Не готовым к защите студент считается и в том случае, когда сдал окончательный вариант курсовой работы научному руководителю позже, чем за пять дней до защиты, а также если не имеет допуска к защите.

Перенесение даты защиты курсовой работы может быть разрешено только в следующих случаях:

·      при наличии уважительной причины, подтвержденной документально (справка о болезни и т. п.);

·      разрешается перенесение даты защиты по просьбе студента на более ранний срок;

·      разрешается перенесение даты защиты по просьбе студента на более поздний срок, если готовая, оформленная по всем правилам курсовая работа с отзывом научного руководителя представлена на кафедру не позднее, чем за 5 дней до первоначально назначенного дня защиты.

Защита курсовой работы оценивается комиссией, состоящей из 3 преподавателей кафедры. Студенту дается 10 минут для доклада, в котором необходимо кратко осветить тему и методы исследования и раскрыть основные выводы работы. Затем присутствующие задают докладчику вопросы по теме работы, в ответах студент должен показать знание материала и умение самостоятельно мыслить. Комиссия выносит решение об оценке, при этом учитывается отзыв научного руководителя. В оценивании курсовой работы необходимо исходить из требований, предъявляемым к структуре и оформлению курсовых работ, из критериев эрудиции автора, степени раскрытия темы, самостоятельного научного мышления, способности без предварительной подготовки отвечать на вопросы по теме исследования.

Работа оценивается, исходя из степени выполнения студентом требований к ее содержанию и оформлению, а именно:

1.      Соответствие структуры работы предъявляемым требованиям

2.      Соответствие оформления текста предъявляемым требованиями

3.      Доля индивидуального вклада в работу

4.      Степень владения темой

Работы без отзыва научного руководителя, рецензии и заполненного графика консультаций не допускаются к защите

6. Структура курсовой работы

 

Курсовая работа содержит следующие части:

·      Титульный лист

·      Содержание

·      Введение

·      Основная часть (делится на главы или разделы)

·      Заключение

·      Библиография

 

После заключения могут располагаться сноски и примечания, если выбрана соответствующая система сносок (см. раздел «Оформление курсовой работы»). После библиографии могут быть помещены приложения, если таковые необходимы с авторской точки зрения.

Титульный лист оформляется по образцу (см. Приложение 2).

Содержание располагается на 2-ой странице работы. Оно включает в себя перечень всех частей работы, от введения до библиографии, включая главы (или разделы), параграфы и подпараграфы основной части с их нумерацией и полными названиями. Напротив названия каждой части работы ставится номер страницы, с которой эта часть начинается.

Во введении прежде всего нужно обосновать выбор темы, ее актуальность, показать, какие аспекты исследуемой области знания хорошо изучены, а какие нет, назвать наиболее значимые труды данной тематики, на которые опирается автор. Подробный обзор литературы, как и подробный анализ собственной методологии, лучше расположить в основной части, но краткий обзор того и другого можно дать во введении. Во введении же формулируются цели и задачи исследования: им должно соответствовать содержание основной части работы. Здесь же нужно кратко описать и обосновать структуру работы. Обычно введение занимает около 10% общего объема курсовой работы.

Основная часть делится на части, которые называются главами, если в свою очередь состоят из более дробных частей (параграфов); если же дальнейшего дробления нет, то части работы называются разделами. В основной части работы характеризуется область исследования, раскрываются выбранные проблемы, дается обзор и анализ литературы по теме работы, с помощью различных научных методов анализируется материал, делаются выводы. Важны логическая последовательность и связность изложения, сбалансированность структуры, а также соответствие содержания работы ее названию – это касается как работы как в целом, так и отдельных глав (разделов) и параграфов.

Заключение включает в себя главные выводы работы. При этом недостаточно повторить наиболее значимые частные выводы, сделанные в основной части, нужно подняться до более высокого уровня обобщения и сформулировать выводы работы в целом, которых не было в главах основной части.

Помимо выводов, в заключении должны быть указаны перспективы данной работы.

Библиография, или список использованной литературы, представляет собой перечень всех книг, статей, электронных источников, которые были использованы при работе над курсовой. В этот список можно помещать только те источники, к которым автор курсовой обращается в тексте своей работы, цитируя или пересказывая своими словами идеи данной книги или статьи.

 

7. Требования к объему курсовых и дипломных работ и к количеству источников в библиографии

 

Курс

Число страниц в курсовой работе

 

Кол-во пунктов в библиографии,

 

минимум

максимум

минимум

I

15

30

5

II

20

40

10

III

25

50

15

IV

30

60

20

 

 

Курс

Число страниц в дипломной работе

 

Кол-во пунктов в библиографии,

 

минимум

максимум

минимум

V

50

100

30

 

 

8. Оформление курсовой работы

8.1. Оформление текста

 

Курсовая работа должна быть напечатана (предпочтительнее) или написана от руки на листах белой бумаги формата А4 (текст – только на одной стороне листа) и обязательно скреплена надежным образом. Все части работы должны быть расположены по порядку, все страницы должны быть пронумерованы (номер страницы на титульном листе не ставится). Рекомендуемые поля: сверху и снизу 2 см, слева 2,5 см, справа 1,5 см. Рекомендуемые параметры текста при наборе на компьютере: шрифт Times New Roman, размер шрифта 14, полуторный интервал, отступ красной строки 1 см, выравнивание текста по ширине, автоматическая расстановка переносов.

 

8.2. Оформление библиографии

 

В библиографии литература располагается обычно в алфавитном порядке по фамилиям авторов. Книги, в которых автор по правилам оформления библиографии не указывается (например, сборники статей, словари), помещаются в общем алфавитном списке, но уже по названию.

Ниже приведены нормы библиографического оформления различных типов печатных изданий. Это сделано в виде примеров с пояснениями.

 

 

Книга одного автора:

Бердяев Н.А. Смысл истории / Н.А. Бердяев. – М.: Мысль, 1990. – 175 с.

Пояснения: автор книги (фамилия, инициалы), название книги, косая черта, снова автор (инициалы, фамилия), точка, тире, название города, в котором была издана книга (принятые сокращения: Москва – М., Ленинград – Л., Санкт-Петербург – СПб.), двоеточие, название издательства, запятая, год издания, точка, тире, количество страниц в книге.

Книга двух или трех авторов:

Белявский И.Г. Проблемы исторической психологии / И.Г. Белявский, В.А. Шкуратов. – Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского ун-та, 1982. – 224 с.

Пояснения: в начале указывается только один автор, после косой черты – все авторы.

Статья из сборника статей:

Бестужев-Лада И.В. Эсхатология индуизма: (Футурологический аспект) / И.В. Бестужев-Лада  // Индуизм: Традиции и современность: Сб. ст.  / Отв. ред. А.Д. Литман, Р.Б. Рыбаков. – М.: Наука, 1985. – С. 5–27.

Блох Э. Принцип надежды / Э. Блох  // Утопия и утопическое мышление: Сб. ст. / Составление, предисловие и общая редакция В.А. Чаликовой. – М.: Прогресс, 1991. – С. 49–78.

Пояснения: автор статьи (фамилия, инициалы), название статьи, косая черта, снова автор (инициалы, фамилия), две косые черты, название сборника статей, двоеточие, тип сборника (сборник статей – Сб. ст., сборник научных трудов – Сб. науч. трудов, тезисы докладов всероссийской научной конференции – Тез. докл. всеросс. науч. конф. и т. п.), косая черта, сведения о редакторе, составителе и т. п. (ответственный редактор – Отв. ред., под редакцией – Под ред. и т. п.), точка, тире, название города, в котором был издан сборник, двоеточие, название издательства, запятая, год издания, точка, тире, какие страницы (с какой по какую) в сборнике занимает данная статья (например, статья начинается на странице 49 и заканчивается на странице 78; общее количество страниц сборника не указывается).

Статья из журнала:

Андреев И.Л. Африка: эпос и жизнь / И.Л. Андреев // Азия и Африка сегодня. – 1997. – № 12. – С. 50–58.

Пояснения: автор статьи (фамилия, инициалы), название статьи, косая черта, снова автор (инициалы, фамилия), две косые черты, название журнала или другого периодического издания, точка, тире, год и номер журнала, какие страницы в журнале занимает данная статья.

Статья двух или трех авторов из журнала:

Трусов Ю.П. О свойствах времени / Ю.П. Трусов, Ю.А. Урманцев // Вопросы философии. – 1961. – № 5. – С. 58–70.

Диссертация:

Агапов О.Д. Метод интерпретации в историческом познании: Дис. ... канд. филос. наук / О.Д. Агапов. – Казань, 2000. – 128 с.

Автореферат диссертации:

Грушин Б.А. Проблемы методологии исследования общественного мнения / Автореф. дис. ... д-ра филос. наук / Б.А. Грушин. – М., 1966. – 35 с.

 

8.3. Оформление сносок

 

Пример № 1. И.И. Кравченко пишет: «Рациональность политической или иной социальной идеи, политического проекта и соответствующего действия призвана сделать их адекватными действительности и тем самым противостоять их утопическим превращениям»1.

 

[1] Кравченко И.И. Рациональное и иррациональное в политике /И.И. Кравченко  //Вопросы философии. – 1996. – № 3. – С. 7.

 

Пояснения: сноска располагается внизу страницы. Сноски имеют сквозную или постраничную нумерацию (в первом случае каждая следующая сноска имеет номер, на один больше, чем предыдущая; во втором – это правило действует только в пределах одной страницы, на каждой следующей странице номера сносок опять начинаются с единицы). Сноски могут располагаться и в конце работы, тогда они обязательно имеют сквозную нумерацию. В сноске указывается информация о книге или статье – так же, как в библиографии, только в конце ставится номер страницы, на которой расположен цитируемый фрагмент текста.

 

Пример № 2. О. Шпенглер указывает на «эффект перспективы» при восприятии исторических событий [15, с. 144-146].

Пояснения: есть и такой вариант оформления сносок: после цитаты в квадратных скобках указывается номер, под которым данная книга или статья стоит в библиографическом списке, и номер страницы.

 

Пример № 3.  Э. Дюркгейм пишет о «творческих», или «новаторских», периодах в истории цивилизаций, когда устремления к идеалу овладевают умами масс: «...в такие моменты эта более высокая жизнь проживается с такой интенсивностью и настолько необычно, что она занимает почти все место в сознаниях... <...> Идеальное тогда стремится слиться в одно целое с реальным...»2.

 

2 Дюркгейм Э. Ценностные и «реальные» суждения /Э. Дюркгейм  // Социологические исследования. – 1991. – № 2. – С. 112.

 

Пояснения: цитата может начинаться не с начала предложения, а с середины: в таком случае после открывающих кавычек перед текстом ставят многоточие. Так же можно оборвать цитату, не дожидаясь конца предложения, тогда многоточие ставится перед закрывающими кавычками. Выпустив одно или несколько предложений из цитаты, ставят знак <...>. Однако цитаты нельзя искажать, в том числе нельзя искажать грамматические формы слов.

 

Пример № 4.   А.В. Гулыга пишет о возможности эстетического восприятия истории3, о применимости к истории чисто эстетических категорий, таких, как «прекрасное», «возвышенное», «трагическое» и даже «комическое»4.

 

3 Гулыга А.В. Эстетика истории / А.В. Гулыга. – М.: Наука, 1974. – С. 47.

4 Там же. С. 49–59.

 

Пояснения: сноска ставится и тогда, когда нет цитирования, а идея какого-либо автора пересказывается своими словами. Если сноски на одно и то же произведение идут подряд, то во второй и следующих сносках пишется «Там же» и указывается номер страницы (номера страниц), на которых изложены пересказываемые или упоминаемые идеи. Если указываемый источник – лишь один из нескольких, где разбирается анализируемая идея, то в начале сноски пишут: «См., например:» и далее информацию о книге и номер страницы.


Приложение 1

РОССИЙСКИЙ ИСЛАМСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ОТЗЫВ

на квалификационную работу по кафедре

_____________________________________________________________________________

(название кафедры)

Студента(ки) _____ группы _____ курса ______________________________ факультета

_____________________________________________________________________________

(фамилия, имя, отечество)

На тему:_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

 

1. Объем работы: количество страниц _____         Приложения: схем _____

рисунков _____ таблиц _____     графиков _____ прочее  _________________

2. Цель и задачи исследования___________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

3. Актуальность, теоретическая, практическая значимость темы исследования _____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

4. Соответствие содержания работы заданию (полное или не полное)__________________

5. Основные достоинства и недостатки работы_____________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

6. Степень самостоятельности и способности выпускника к исследовательской работе (умение и навыки искать, обобщать, анализировать материал и делать выводы)

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

7. Оценка деятельности студента в период выполнения работы (степень добросовестности, работоспособности, аккуратности и т.п.) __________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

8. Достоинства и недостатки текстовой части, графического, демонстративного, иллюстративного, компьютерного и информационного материала. Соответствие его оформления ГОСТ, образовательным и научным стандартам____________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

9. Целесообразность и возможность внедрения результатов исследования

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

10. Общее заключение _________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

11. Предлагаемая оценка квалификационной работы________________________________

 

Научный руководитель: ________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

(фамилия, имя, отечество, должность, ученая степень, звание)

 

Подпись научного руководителя:                                                                            Дата: ___________________


Приложение 2

Негосударственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Российский исламский институт»

Теологический факультет

 

 

 

 

 

Курсовая работа

Учение о Предопределении согласно Корану и  сунне

 

 

 

 

 

Автор:

Студент ___курса, гр.___       ____________________          Каюмов Д.А.

                                                                                              подпись

Специальность «теология»

 

Руководитель:

Преподаватель кафедры                                                                  

гуманитарных дисциплин    __________________                 Сафиуллина Р.Р.

                                                                                              подпись

 

 

 

 

Казань-2012


Приложение 3

Негосударственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Российский исламский институт»

Теологический факультет

 

 

 

 

 

Выпускная квалификационная работа

Кораническое учение о Пророчестве

 

 

 

 

 

Автор:

Студент ___курса, гр.___       ____________________          Каюмов Д.А.

                                                                                              подпись

Специальность «теология»

 

Руководитель:

Преподаватель кафедры                                                                  

гуманитарных дисциплин    __________________                 Сафиуллина Р.Р.

                                                                                              подпись

 

 

 

 

Казань-2012


Содержание

Введение………………………………………………….…………....3

1.     Количество Пророков и их имена, упомянутые

 в Священном Коране…………………………………………………6

2.     О вере в пророков в Коране

2.1.    Вера в Пророков…………………………………………15

2.2.    Вера в Пророка Мухаммада…………………………….19

3.     Об обязанностях Пророков в Коране

3.1.    Обязанности Пророков…………….………….……….25

3.2.    Обязанности Пророка Мухаммада………………..…..30

4.     О качествах Пророков в Коране

4.1.    Качества Пророков………………………………….….35

4.2.    Качества Пророка Мухаммада……………….….…….46

5.     Заключение…………………………………………………….57

6.     Список использованной литературы…………………….…..60

 







Другие новости раздела:
В канун дня российской прессы Владимир Путин встретился с руководителями ведущих российских СМИ, среди которых был и главный редактор «Аргументов и Фактов» Игорь Черняк. ...
Россия уважает территориальную целостность Украины в границах, которые сложились после референдума в Крыму. Об этом в ходе пресс-конференции заявил глава российского МИД Сергей Лавров, сообщает RT. ...
Государственный секретарь МИД Украины Андрей Заяц назвал Россию, Сирию и Сомали опасными для посещения странами. "В очередной раз просим украинцев не ехать в опасные страны: Ливию, Сирию, Йемен, Сомали, Россию. ...
Потери Германии из-за антироссийских санкций составляют 40 процентов всего ущерба, который несут страны Евросоюза. Как передает «Лента.ру», об этом пишет газета Frankfurter Allgemeine Zeitung со ссылкой на исследование Института мировой экономики в Киле. ...
1 2 3 4 5 6