Рафик Мухаметшин: Камиль хазрат, пожалуй, один из самых подготовленных имамов в Татарстане…




ПО МНЕНИЮ РЕКТОРА РИУ, ПОЯВЛЕНИЕ НОВОГО МУФТИЯ НЕ БЫВАЕТ СЛУЧАЙНЫМ – ЭТО ЗЕРКАЛО ПРОБЛЕМ МУСУЛЬМАНСКОЙ УММЫ

Образование, которое получил в Турции новый и.о. муфтия Камиль Самигуллин, не носит в себе ничего такого, что противоречило бы традиционному татарскому исламу, такое мнение высказал вчера в ходе интернет-конференции с читателями «БИЗНЕС Online» ректор Российского исламского университета (РИУ) Рафик Мухаметшин. Он также дал характеристику и.о. главы ДУМ РТ (кстати, студента РИУ), раскрыл размеры бюджета РИУ и его источники, рассказал о направлениях образования и будущем студентов-исламоведов.

«ЛИЧНОСТЬ НОВОГО МУФТИЯ – ЗЕРКАЛО ПРОБЛЕМ МУСУЛЬМАНСКОЙ ОБЩЕСТВЕННОСТИ»

Довольно неожиданное для широкой публики назначение исполняющим обязанности муфтия Камиля хазрата Самигуллина прокомментировал вчера в ходе интернет-конференции с читателями «БИЗНЕС Online» ректор Российского исламского университета (РИУ) Рафик Мухаметшин. Вопрос, который интересует сейчас многих: Камилю хазрату 28 лет, не маловато ли это для муфтия?

- В 28 лет и федеральными министрами люди работают, - отметил Мухаметшин. – Возраст, конечно, играет роль, особенно в духовной сфере. Но появление муфтия никогда не бывает случайным, и личность его – как зеркало наших проблем, проблем мусульманской уммы.

В течение прошедших десятилетий достаточно много внимания уделялось возрождению религии, возвращению к исламу в целом и в первую очередь – возрождению материальной составляющей. Но стены мечетей нуждаются в духовном наполнении, на содержание которого довольно-таки мало обращалось внимания, главным считалось вернуться к исламу вообще, важен сам факт возрождения религии. Однако возникли богословские, теологические проблемы – эту проблему должен был решать предыдущий муфтий Илдус хазрат Файзов.

И сейчас, по мнению Мухаметшина, важнейшей задачей нового муфтия станет решение стоящих перед уммой богословских проблем.

- Камиль хазрат, может быть, человек, малоизвестный журналистам, но вообще он человек уважаемый в религиозной сфере, особенно в Казани, - пояснил Мухаметшин. – Это известная фигура – он пришел, когда Илдус хазрат стал муфтием, и возглавлял издательский отдел ДУМ РТ. С богословской точки зрения Камиль хазрат, пожалуй, один из самых подготовленных имамов в Татарстане.

Он, по словам Мухаметшина, учился в медресе «Мухаммадия», затем – в Дагестане, потом в медресе в Турции.

- Когда мы говорим о религиозном образовании, мы говорим об отношении учителя и ученика, - пояснил ректор РИУ. – Можно всегда опираться на какие-то современные технологии, но если нет этой части… В исламе это важно, и Камиль хазрат это прошел, что говорит о завершенности богословского образования. Кроме того, он заканчивает образование в нашем университете. Турецкое медресе, где он учился, - это традиционный для татар ханафитский мазхаб. Ничего, что выходило бы за пределы наших традиционных представлений в исламе, в этом образовании нет.

Мухаметшин не видит проблемы в отношениях и.о. муфтия с более старшими по возрасту имамами, тем более что многие прекрасно понимают: решение накопившихся в исламе проблем может найти только молодое и образованное поколение. Необходимо преодоление стереотипа, что ханафитский мазхаб – лишь совокупность обрядов и обычаев. А именно такое мнение, как отметил ректор РИУ, бытует среди молодежи, хотя она открыта для дискуссии и восприятия всего нового.

РОЛЬ МУФТИЯ: ИДЕОЛОГ ИЛИ МЕНЕДЖЕР?

В чем сейчас состоит роль муфтия – это больше богослов, идеолог или все-таки менеджер? По мнению Мухаметшина, современному муфтию придется совмещать все эти качества – это и менеджер, и психолог, и идеолог, и богослов…

- До революции в России было полноценное татарское мусульманское сообщество, и муфтии в основном выстраивали отношения уммы с государством, зная изнутри проблемы мусульманского сообщества, - отметил Мухаметшин. – Мусульманское сообщество тогда, может быть, и не нуждалось в глубоких богословских знаниях муфтия. Теперь ситуация иная, мусульманское сообщество довольно аморфное. Хотя духовное управление нигде догматически не прописано, такая структура нужна.

Говоря об общинах, находящихся вне структуры ДУМ РТ, Мухаметшин отметил, что их относительно немного. Да, в последнее время появились частные мечети и молельные комнаты, но их не более 15.

БЮДЖЕТ РИУ – 40 - 50 МЛН. РУБЛЕЙ

Мухаметшин также подробно рассказал о деятельности РИУ. Это, по сути, бренд, под которым работают два вуза: Российский исламский институт и Казанский исламский университет. В вузе обучаются около 1 тыс. студентов, половина из которых – татарстанцы. Остальные – из других регионов России (заочники – из 45 регионов, очники – 25 регионов), стран СНГ.

- Наш выпускник недавно стал муфтием в Пермской области, другой – муфтий на Дальнем Востоке, - сообщил ректор. – У нас учится муфтий из Беларуси, Кемеровской области, Коми… Фактически наши выпускники представлены практически в 45 регионах России. Если у человека есть призвание быть священнослужителем, то работа у него есть, хотя, конечно, остается проблема социальной защищенности. Не всегда понятно, где придется жить, какова будет заработная плата, понятно, что работать надо ради Аллаха, но ведь есть еще семьи, поэтому где-то, может быть, процентов 40 выпускников уходят в другие сферы деятельности.

РИУ – негосударственное образовательное учреждение, но тем не менее студенты учатся в основном бесплатно. Иностранных студентов учат по направлениям духовных управлений и на платной основе.

Что же касается бюджета РИУ, то он относительно небольшой – всего 40 - 50 млн. рублей. Формируется он непросто, поскольку из госбюджета финансирование не осуществляется. Деньги вуз получает за счет грантового финансирования из различных фондов, помогает и республика – за счет внебюджетных источников. Средняя заработная плата – примерно такая же, как и во всех других вузах, от 12 до 20 тыс. рублей.

Беседа с ректором РИУ продолжалась более двух часов, за это время Мухаметшин ответил примерно на три десятка вопросов читателей «БИЗНЕС Online» и вопросы редакции. Он рассказал о профессорско-преподавательском составе вуза, ответил на вопрос, почему в РИУ обучаются девушки, попытался нарисовать портрет современного мусульманина, высказал отношение к хиджабу и длине бороды, поделился своими взглядами на евроислам, джадидизм, кадимизм и главную историческую миссию татарского народа в развитии исламской уммы всего мира. А также попытался осмыслить причины активизации деятельности исламских радикальных групп в Татарстане и оценить сквозь призму времени трагические события, связанные с покушением на муфтия Илдуса Файзова и убийством Валиуллы Якупова.







Другие новости раздела:
В канун дня российской прессы Владимир Путин встретился с руководителями ведущих российских СМИ, среди которых был и главный редактор «Аргументов и Фактов» Игорь Черняк. ...
Россия уважает территориальную целостность Украины в границах, которые сложились после референдума в Крыму. Об этом в ходе пресс-конференции заявил глава российского МИД Сергей Лавров, сообщает RT. ...
Государственный секретарь МИД Украины Андрей Заяц назвал Россию, Сирию и Сомали опасными для посещения странами. "В очередной раз просим украинцев не ехать в опасные страны: Ливию, Сирию, Йемен, Сомали, Россию. ...
Потери Германии из-за антироссийских санкций составляют 40 процентов всего ущерба, который несут страны Евросоюза. Как передает «Лента.ру», об этом пишет газета Frankfurter Allgemeine Zeitung со ссылкой на исследование Института мировой экономики в Киле. ...

1 2 3 4 5 6