На заседании Попечительского совета РИУ была утверждена концепция развития вуза




Концепция развития РИУ, разработанная ректором Р.Мухаметшиным, определяет основные приоритеты в развитии университета. Документ был принят единогласно на состоявшемся сегодня заседании Попечительского совета РИУ. Текст документа:

КОНЦЕПЦИЯ

развития Российского Исламского университета

Концепция развития Российского Исламского университета базируется на традициях многовекового опыта мусульман России в области мусульманского образования и подготовки специалистов богословского и гуманитарного профиля, на лучших достижениях как отечественных вузов, так и зарубежных мусульманских.

Реализация Концепции предполагает решение следующих задач:

● формирование и функционирование университета как единого научно-учебного комплекса мусульманского учебного заведения широкого профиля;

● организация образования в Университете по направлениям, уровням и формам, обеспечивающая подготовку специалистов, востребованных и обществом и государством, способных оказать заметное влияние на развитие духовной культуры, мусульманского богословия, науки и гуманитарного образования в России;

●расширение рамок отечественной и международной кооперации с ведущими мусульманскими образовательными, научными центрами и организациями, в том числе и ОИК, членство в которой России для Университета открывает новые возможности.

1. Предпосылки для разработки стратегии развития Университета

Национальная доктрина образования в современной России призвана способствовать укреплению в общественном сознании представления об образовании и науке как определяющих факторах развития современного общества. В то же время образование в России должно учитывать и конфессиональные особенности, религиозные и духовные потребности народов ее населяющих.

Эти тенденции определяют характер современного вузовского образования. В связи с этим, Университету как центру гуманитарно-теологического образования, входящему в российское образовательное пространство, необходимо учитывать:

●многовековой опыт мусульман региона в системе религиозного образования и традиции джадидизма;

●богатое богословское наследие мусульманских народов России, в том числе труды таких крупнейших татарских ученых как Г.Курсави, Г.Утыз-Имяни, Ш.Марджани, М.Бигиев, З.Камали, Р.Фахретдинов и др.;

●уникальность региона, связанная с сосуществованием двух мировых религий и цивилизаций, народов различных языковых групп и традиций, постоянное взаимодействие и взаимовлияние восточной и западной культур.

2. Использование исторического опыта и современных достижений в области религиозного образования

За годы советской власти богатый опыт российских мусульман в области религиозного образования был полностью утерян. Первые мусульманские учебные заведения в постсоветской России появились только в конце 1980-х годов. Поэтому сегодня, для создания современных, конкурентоспособных и национально-ориентированных мусульманских учебных заведений, необходимо знание и вдумчивое использование исторического опыта и современных достижений в сфере религиозного образования. Это касается, в первую очередь, использования опыта мусульманского образования у татар, в котором помимо традиций джадидизма, ставшего своеобразной формой создания светской модели образования, значительное место занимали и традиционные учебные заведения, которые продолжили лучшие традиции мусульманской учености.

Использование опыта современных зарубежных мусульманских учебных заведений также требует вдумчивого подхода. Этот опыт сегодня интересен для изучения форм применения современных образовательных технологий в мусульманских учебных заведениях. Но использование той или иной модели полностью в условиях России практически невозможно в силу многих причин, среди которых, в первую очередь, следует выделить следующие:

● понятие «светское учебное заведение» во многих мусульманских странах имеет совершенно иное содержание, поскольку в них религия практически не отделена от государства;

● образовательный стандарт по теологии в этих странах по содержанию принципиально отличается от того стандарта, который функционирует в России. Не только в мусульманских странах, но и во всем мире стандарт «теология» имеет классификатор узких специальностей (исламское право, история ислама, мусульманская догматика и др.);

● понятия «светское учебное заведение» и «религиозное учебное заведение» в мусульманских странах носят условный характер, поскольку они работают по государственным образовательным стандартам и государство признает дипломы обеих типов учебных заведений.

Между тем, в России за последние десятилетия накоплен определенный опыт религиозного образования, который интересен с точки зрения сочетания светского и религиозного компонентов. Из вузов Русской Православной Церкви в качестве примера можно привести Православный Свято-Тихоновский богословский университет, который уже имеет государственную аккредитацию по трем образовательным направлениям - теологии, религиоведению и педагогике. Студенты получают базовое богословское и гуманитарное образование.

Из мусульманских высших учебных заведений по такой же схеме работает Московский исламский университет, который, будучи светским учебным заведением, в своем составе имеет религиозный исламский институт.

3. Основные направления развития Университета

Рассмотренные выше факторы позволяют сформулировать основные направления развития Университета:

● повышение качества и уровня образовательной деятельности (открытие магистратуры, аспирантуры и докторантуры), создание условий для развития университета инновационного типа, выпускников которого будет отличать высокая востребованность и конкурентоспособность на современном рынке труда;

● развитие фундаментальных и прикладных научных исследований по самому широкому спектру исламских наук;

● создание взаимовыгодных связей с ведущими академическими и мусульманскими образовательными учреждениями и центрами;

● реализация функций научно-методического центра по научному, учебно-программному, методическому обеспечению образовательного процесса с учетом местных богословских традиций для мусульманских учебных заведений Поволжья и Приуралья.

4. Основные цели и задачи развития Университета по основным направлениям деятельности

● подготовка специалистов по различным специальностям (исламские науки, теология, регионоведение, педагогика, арабский язык и т.д.), в которых нуждается не только сама мусульманская община, но и государственные структуры;

● организация подготовки специалистов по новым специальностям, которые отвечают меняющимся технологиям, возникающим новым научным направлениям, социальному заказу, требованиям развивающейся инфраструктуры Татарстана и России;

● создание современной и эффективной системы подготовки кадров для полноценного использования региональных богословских традиций в культурно-образовательной сфере, в том числе и для удовлетворения духовно-образовательных запросов татарской диаспоры и мусульман России в целом;

● превращение Университета в крупнейший научный центр по исследованию мусульманского богословия, где основное внимание будет уделяться изучению и пропаганде богатого наследия татарской богословской мысли;

● совершенствование системы повышения квалификации, переподготовки и дополнительного образования на базе средних мусульманских учебных заведений и высшего образования;

● создание университетского комплекса, который включал бы в себя учебные корпуса РИУ, мечеть, жилой городок для студентов и преподавателей, мусульманский спортивно-оздоровительный центр, мусульманскую поликлинику и т.д, что является необходимым для формирования и поддержания религиозного духа в Университете;

● обеспечение многовариантности финансовых ресурсов за счет различных источников;

● создание филиалов в регионах России, особенно в местах компактного проживания татар;

● активизация международной деятельности и поиска партнеров в обучении студентов, проведении стажировок, обмена преподавателями, студенческих практик, языковой подготовки.

5. Правовое положение и статус Университета

Нынешнее правовое положение и статус Университета как негосударственного светского учебного заведения не позволяет вузу полностью реализовать свой образовательный и научный потенциал, а так же решать задачи, поставленные перед ним руководством республики: подготовка высококвалифицированных религиозных деятелей и мусульманской интеллигенции, знающих богословские традиции российских мусульман и способных активно участвовать в формировании и сохранении религиозной толерантности в условиях поликонфессиональной России.

Подготовка специалистов такой квалификации в рамках Университета предполагает:

● разностороннюю и глубокую богословскую подготовку студентов по религиозным образовательным стандартам;

● предоставление студентам помимо получения глубокого религиозного образования и возможности получения диплома государственного образца по различным специальностям;

● разрешения существующей правовой коллизии, с учетом опыта других российских религиозных вузов, за счет создания религиозного вуза в качестве самостоятельного юридического лица, находящегося в едином образовательном пространстве с Университетом.

6. Первоочередные меры и принципы реализации основных целей и задач Университета

Для реализации основных целей и задач Университета необходимо обозначить конкретные меры и четкие принципы их реализации. В том числе:

● сохранение нынешнего состава Учредителей, правовое положение и статус которых позволяет выработать оптимальные меры по реализации стратегических целей Университета;

● реализация основных целей и задач Университета в рамках обозначенного в его уставе статуса негосударственного учебного заведения;

● организация учебного процесса в Университете опираясь на принцип интегрирования светского и конфессионального образовательного компонентов, что предполагает не только совершенствование учебных планов и программ, но и создание и сохранение духа религиозности в вузе. Принцип создания такой атмосферы должен лежать и в основе подбора контингентов учащихся и преподавателей. Правила приема студентов и принципы внутреннего распорядка Университета должны предусмотреть выполнение студентами основных мусульманских религиозных обрядов, а преподавателями уважительного к ним отношения;

● разрешение возникшей правовой коллизии за счет создания второго юридического лица – высшего религиозного учебного заведения, который, с учетом российского опыта в этой области, должен функционировать в едином образовательном пространстве с Университетом. Но при этом необходимо исходить из того, что такой подход является не окончательным и нуждается в совершенствовании, что, в первую очередь предполагает инициирование создания нового поколения стандартов по теологии, которые, с одной стороны, опирались бы на мировой опыт, а с другой - стали бы основой разрешения возникшей правовой коллизии.

2 марта 2007 г.







Другие новости раздела:
В канун дня российской прессы Владимир Путин встретился с руководителями ведущих российских СМИ, среди которых был и главный редактор «Аргументов и Фактов» Игорь Черняк. ...
Россия уважает территориальную целостность Украины в границах, которые сложились после референдума в Крыму. Об этом в ходе пресс-конференции заявил глава российского МИД Сергей Лавров, сообщает RT. ...
Государственный секретарь МИД Украины Андрей Заяц назвал Россию, Сирию и Сомали опасными для посещения странами. "В очередной раз просим украинцев не ехать в опасные страны: Ливию, Сирию, Йемен, Сомали, Россию. ...
Потери Германии из-за антироссийских санкций составляют 40 процентов всего ущерба, который несут страны Евросоюза. Как передает «Лента.ру», об этом пишет газета Frankfurter Allgemeine Zeitung со ссылкой на исследование Института мировой экономики в Киле. ...

1 2 3 4 5 6