
Ректор РИУ Рафик Мухаметшин ответил на вопросы газеты «Медина аль Ислам» о реформе религиозного образования в России.
Позволяет ли реформа образования, в рамках которой религиозные вузы фактически признаны частью государственной образовательной системы, на Ваш взгляд, сохранить баланс светского и духовного в государстве в этой сфере?
- На мой взгляд, речь не идет о реформе религиозного образования как таковой: религиозные учебные заведения войдут в единое образовательное пространство со всеми остальными, реформирования же самой системы религиозного образования не произойдет. В рамках данного закона у религиозных учебных заведений появляется возможность – именно возможность, а не обязанность, - открывать специальности, по которым будут выдаваться дипломы государственного образца. Наряду с этим есть возможность продолжать обучение и в рамках, например, такой традиционной специальности, как «имам-хатыйб». Этот закон является вполне корректным, позволяя сохранить баланс между духовным и государственным в сфере конфессионального образования..
По Вашему мнению, реформа образования – это налаживание отношений по линии государство-конфессии или же часть механизма контроля государства над делами религий?
- Безусловно, это налаживание государственно-конфессиональных отношений. Установления какой-либо формы контроля со стороны государства я не наблюдаю, потому что религиозные учебные заведения могут продолжать работу по старой схеме, не претендуя на диплом государственного образца.
В 2007 году в РИУ состоялся первый выпуск по специальности «теология». Известно ли, чем они занимаются теперь и повлиял ли как-то на их выбор тот факт, что диплом, который они получили – государственного образца?
- К сожалению, наш вуз прошёл аккредитацию только в октябре прошлого года, лицензионные документы находятся в стадии подготовки, поэтому выпускники 2007 года ещё не получили свои дипломы государственного образца, и нам сложно пока составить картину изменений их деятельности. На сегодняшний день из 10 выпускников 5 продолжают обучение в магистратуре университетов Турции, остальные заняты получением дополнительного образования.
Государственная реформа образования неизбежно чревата рядом издержек, в частности, для студентов высших духовных учреждений, которые уже получили высшее светское образование. Фактически религиозное образование для них становится теперь вторым высшим, а значит, по закону должно продолжаться не более трех лет. Каким образом студентам светских специальностей можно будет нагнать значительную академическую разницу за три года?
Я считаю, что это внутренние технические вопросы каждого вуза в отдельности. Имеется практика перезачета предметов, которые студент уже изучал – значит у студента будет больше времени заниматься именно духовным образованием, что будет являться только пользой для личности.